Semka-dreva.ru

Выращивание и уход за растениями
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Заготовка капа и сувели

Березовый сувель

Заготовка, сушка, обработка березового сувеля

Текстура

Материал, который издавна известен на территории России как древесная кость.
Это нарост, см фото 1, (или наплыв, как его ещё называют) на Берёзе, который образуется на стволе дерева по разным причинам. Например, погодные условия, климатические воздействия окружающей среды. Ещё, такого эффекта можно добиться искусственно, обмотав ствол, на пример проволокой, со временем он обрастет Сувелью. Костью её называли из-за того, что после тщательной полировки и пропитки различными маслами, дерево приобретает костный вид, и её тонкие части просматриваются насквозь.

Фото 1. Вид Сувели после спила. На вид напоминает шишку или наплыв. Изначально сложно судить о внутреннем виде древесины после её распила.

В большинстве случаев, при правильном распиле, можно наблюдать удивительные явления, а именно переплетение волокон древесины которые образуют перламутровые участки разные (неповторимые) по рисунку и направлению, которые в прямом смысле светятся, отражая в себе дневной свет. Рисунки и цвета могут быть разные, в основном это розово-жёлтый, соломенный, или коричневато жёлтый цвет с глубоким перламутровым свечением на срезе, в некоторых случаях попадаются экземпляры с темно коричневым цветом с присутствием болотно-зелёных оттенков. Такая цветовая гамма объясняется тем, что древесина произрастает в разных условиях и местности, например: Если нарост был спилен в сильно заболоченной местности, то не исключён тот факт, что цвет древесины скорей всего будет коричневато-зелёный. Или ещё один пример: Если Сувель находится на комлевой части дерева (комлевая часть ствола это та часть, которая находится на 10 – 15 см под землёй и 15 — 20 см над ней, это в среднем) и она покрыта мхом, то вероятней всего он будет тёмно коричневый с присутствием бледно розового оттенка, либо соломенно-жёлтый — золотистый с тёмно коричневыми годичными кольцами — то есть присутствие тёмных оттенков будет доминировать, но не всегда.

Фото 2. Редкий и ценный экземпляр Сувели естественной сушки сроком около 1,5 года. На фото Вы видите лучевое свечение волокон при дневном свете. Это свечение называется «Перламутром», оно может быть разных видов, от четких перламутровых лучей и до тех которые Вы видите на остальных изображениях, разнообразию нет предела.

Фото 3. Этот образец то же относится к редким, его основное отличие от того, что на фото 2, это мраморная текстура и технология сушки, его высушили быстрым способом, а именно варкой в солёном растворе. На фото отчётливо видно чем он отличается от того, что на фото 2 , тот что высше имеет в общей сложности соломенный или золотистый цвет а на фото 3 цвет преимущественно коричнево розовый.

Фото 4. Здесь вы видите вид который то же относится к редким, но встречается чаще чем те, что на фото 2 и 3.

Фото 5. На этом фото, перламутровые разводы которые называются пепельными или стеклянными. Этот вид встречается чаще всего, но ценность его от этого не теряется, ведь у всех вкусы разные. Кому-то нравится лучевое сечение, а кому-то светящиеся пепельные разводы.

Фото 6. Это, как мы уже поняли, лучевое направление волокон с присутствием пепельных разводов. (смешанный тип)

Фото 7. Образец, который на вид смотрится как простой, но на самом деле это не так, это то же редкий вид, произрастающий в основном на болотных топях, от чего и имеет такой цвет.

Фото 8. Это пример того, как смотрится Сувель в готовом виде (изделии) в сочетании с рогом северного Олени и металлами. Нож работы Валерия Соколова «Svalbard», выполненный в Скандинавском стиле.

Ещё, общий вид этой древесины зависит от вида сушки, (на качество изделий это не влияет), существуют несколько вариантов высушивания.
1. Естественная, это когда древесина высохла в естественных условиях, без участия человека, т.е после спила со временем, дерево высохло само по себе.
2. Старый Русский способ быстрой сушки, древесину вываривают в солёном растворе несколько часов, после снимают кору и кладут в тёмное и сухое место на несколько недель, это минимум, да же после этого она вполне пригодна к обработке.
Заметные различия после таких видов сушки, это цвет. При естественной сушке дерево остаётся естественного цвета, а после варки приобретает нежно розовый или морковный оттенок, это уже на любителя, кто как хочет, тот так и сушит. В умелых руках человека, у которого всё в порядке с фантазией, любая деревяшка будет сиять и дорого выглядеть, стоит только сильно захотеть и подключить своё воображение.

Сувель – это материал, из которого можно делать различные предметы, например женские украшения в виде кулонов серёжек, заколок и браслетов, это зависит от того, на сколько у человека развита фантазия. Раньше, да нет, не только раньше и сейчас некоторые энтузиасты из неё делают столовые приборы, вполне пригодные по своему прямому назначению, взять к примеру Скандинавские “Куксы”, это что-то на подобие наших кружек, только из дерева, лучше материала чем Сувель для этого не найти.
Но самое главное, этот материал больше всего подходит для изготовления рукоятей ножей. Благодаря её неотъемлемым качествам, таким как твёрдость, плотность, легкость в обработке и полировке, неповторимой текстуре, разнообразию цветовых оттенков, красоте перламутровых переплетений и.т.д. Ясно одно, что этот материал ни когда не надоест, хотя некоторые со мной не согласятся, это их право. Раньше я делал рукояти только из экзотических пород древесины, но они меня быстро утомили своей монотонностью и однообразием, хотя каждому своё и кто-то скажет, и будет утверждать обратное. Но я точно усвоил для себя, лучшего сырья чем Берёза и то, что она нам дарит в виде Капов, Сувелей, Свилей, Комля и корневой части, нет.

Все образцы, которые Вы видите в виде брусков, отшлифованы и отполированы, после, обработаны маслом для полока. Это позволяет сохранить естественный цвет древесины и предохранить её от попадания влаги и загнивания + обработана карнаубским воском.

Материал использован с http://www.zadi.ru

Разнообразие Сувели очень богато, я бы сказал бесконечно, этот материал сочетается практически со всеми видами древесины, кости, металлов и.т.д.

Кап и сувель — как сделать заготовку для рукоятки ножа

Что такое кап и сувель и в чем отличия

Многие любители ножей или охотники изготавливают ножи самостоятельно, и в большинстве своем заказывают в интернет-магазинах необходимые комплектующие: клинок, больстер, затыльник, брусок экзотического дерева. Вот о последнем, то есть о дереве, я и хочу вам поведать.

Мне доводилось работать с разными сортами дерева: бубинго, мербао, разными видами ореха, бука, черного дерева… Но здесь речь пойдет совсем о другом сорте дерева. О нашем российском березовом капе и сувели. Что же это такое и как самому заготовить дерево для последующей обработки и достижения конечного результата – рукоятки ножа?

Способ заготовки не нов, и не я являюсь автором описанной технологии. Некоторую информацию я почерпнул из Интернета, а что-то вычитал из книг по художественной резьбе по дереву. Просто мне удалось систематизировать полученный опыт и адаптировать технологию сушки древесины капа и сувели к своим условиям.

В результате получилась вполне работоспособная и не слишком утомительная технология. Но сначала поясню, что есть кап, а что – сувель. Зачастую не только далекие от природы люди, но и бывалые охотники путают эти понятия. А девушки, те вообще почему­то кап и сувель именуют чагой. Хотя чага – это гриб­паразит, вырастающий на поверхности дерева.

Читать еще:  Технология заготовки кормов реферат

Сувель – это нарост на стволе дерева с причудливым свилевато переплетенным расположением волокон.

Кап – подобный сувели свилеватый по расположению волокон нарост, из которого растет к тому же множество мелких веточек. Благодаря этому структура капа приобретает не только свилеватость, но и красивые кольца, разводы и червоточинки.

При правильной обработке – сушке и пропитке (о чем речь пойдет ниже) такое дерево становится не только чрезвычайно красивым, но и вязким.

Как образуются кап и сувель на дереве, я не могу точно сказать. В разных источниках уважаемые люди, спецы в своем деле, выдвигают разные теории, я их читал достаточно много.

Где и как найти наросты капа и сувели

Первый этап – разведка, и мы с сыном еще летом, гуляя по лесу, примечаем перспективные, с нашей точки зрения, деревья. Лучшее время для заготовки – сентябрь – октябрь, когда движение соков замедляется и почти полностью прекращается.

  • лучковая пила — я использую шведские полотна специально для быстрого реза;
  • маленький, но очень острый топорик (600–800 г);
  • нож;
  • банка с масляной краской.

Сначала топориком аккуратно подрубаем по кругу кору дерева, заходя немного на сам кап (операции по заготовке сувели ничем не отличаются), затем берем лучковую пилу и начинаем кап отпиливать. Поскольку кап очень вязкий, о чем я упоминал выше, пилить приходится посменно и с отдыхом. И это несмотря на специальный, очень агрессивный зуб полотна, в народе называемый «волчий». Я как то попробовал отечественные и китайские полотна – резюме: если вы не садомазохист и не намерены использовать этот процесс как способ похудания посредством чрезвычайного потоотделения, то лучше таким инструментом никогда не пользоваться!
(Менее трудоемко и затратно по времени — использование цепной пилы, но учтите, что при спиливании среднего размера сувели, новая цепь полностью тупиться. Прим. Ред.)

После того как необходимый кусок отпилен, пристраиваемся на соседнем пенечке и аккуратно обрубаем кору. Тут главное не спешить, чтобы не только не испортить заготовку, но и пальцы себе в спешке не укоротить. Заготовка сферическая и довольно верткая.

Место спила на дереве замазываем краской. Мы взяли у леса нам необходимое, и портить дерево совсем ни к чему. Тем более что на одном дереве может быть не один кап. Мы так в течение нескольких лет с одного дерева спиливали заготовки по мере надобности, и дерево до сих пор здравствует.

Сушка или варка заготовок из капа и сувели

У вас есть два варианта сушки:

  • Естественная – кап или сувель сохнет в естественных условиях.
  • Варка в соленом растворе. Этот способ используется с древних времен для ускорения процесса высушивания.

Я свои заготовки всегда вывариваю, но и здесь существует несколько вариантов. Можно на костре, тут постоянно нужно следить за интенсивностью горения дров (попросту говоря, чтобы костер не потух), но лучше дома на газовой или электрической плите. Важно побыстрее начать варку. Тем самым вы не только раньше ее закончите, но и заготовка не растрескается. Берем подходящую емкость, заливаем водой. В воде растворяем для начала примерно 100–150 поваренной соли. Все зависит от размера емкости и заготовки (мы подбирали опытным путем на 3­х литровую емкость). В процессе варки, а это значит в течение 4–5 часов, подливаем воду (она должна покрывать кап) и добавляем при ее закипании по две столовые ложки соли. Вода должна кипеть постоянно.

Заготовка в процессе варки должна полностью пропитаться солевым раствором. В противном случае растрескивание древесины неизбежно, и весь труд пойдет насмарку. Должно быть не менее 4 сеансов варки с промежутками в сутки. Дело в том, что за один сеанс варки наша заготовка не может пропитаться солевым раствором. Соль при высыхании вытесняет сок и влагу, так происходит процесс экспресс­ушки древесины без растрескивания. В промежутках между варками кап плотно заворачиваем в газету, которую меняем по мере впитывания в нее влаги из заготовки.

То же самое делаем и после последней варки. В газете заготовка находится еще три недели (для тех, кому неймется), а лучше – месяц. В последние дни газета будет практически сухой. И вот наш кап готов.

Распиловка на заготовки для рукоятей

Распиловка на мерные заготовки, для которой потребуется ножовка с мелким зубом для «чистого пила» и пара столярных струбцин. Размечаем кап, закрепляем струбцинами и пилим. Закреплять нужно основательно, потому что кап, скорее всего, будет слегка поведен после сушки. С одного капа среднего размера получается 3–4 заготовки на рукоятки ножей. Обрезки идут на ручки столовых приборов в «охотничьем» стиле.

Маленькая, но важная деталь. Торцы распиленных заготовок окунаем в расплавленный воск на 2–3 см. Это нужно для того, чтобы при окончательной усушке заготовка не растрескивалась, а в средней части оставшаяся влага находила себе выход.

Пропитка и уход за готовой рукояткой из капа или сувели

Ну и последнее. Способов пропитки конечного изделия (я имею в виду уже готовый нож с насаженной рукояткой) множество. Но по моему опыту лучший способ пропитки каповой или сувелевой рукоятки – варка на паровой бане в натуральном пчелином воске на медленном огне. Пробовал я и новомодный карнаубский воск, но с нашим пчелиным он не сравнится. При таком способе горячий воск в течение где­то часа пропитывает рукоятку полностью, а не поверхностно. Дерево приобретает прозрачность, начинает как бы светиться изнутри, и долговечность.

Чтобы подчеркнуть красивую свилеватость структуры, я рекомендую слегка тонировать древесину специальной морилкой BALSIN SCHAFTOL фирмы Balistol­Klever. Это нужно делать, конечно, перед варкой в пчелином воске. Окончательную полировку и лоск навожу специальным маслом для дерева Danish oil фирмы Rustins. Три раза с промежуточной сушкой в сутки.

С такой обработкой рукоять ножа будет вам служить долго, радуя глаз и грея душу – ведь это я сам такую красоту сделал – долгие годы!

Примеры готовых ножей с рукоятями из капа или сувели

Александр Лопухов, журнал «Прорез» № 2, 2008г.

Обработка капа и сувелей

Обработка капа и сувели

На стволах и на корнях березы, клена, дуба, ели, сосны и некоторых других пород деревьев нередко можно увидеть утолщения или наросты. Возникают эти наплывы в результате местного разрастания тканей. Обычно различают наплывы с гладкой поверхностью (сувели), текстура которых на спиле похожа на текстуру карельской березы, и наплывы с неровной поверхностью (капы), текстурный рисунок на срезе которых очень красив и представляет из себя замысловатое переплетение годичных слоев с разбросанными тут и там концентрическими кругами сердцевин спящих почек. Природа образования как капов, так и сувелей пока четко не определена, но для мастера эти наплывы — ценнейший материал для работы. Заготавливают их с поваленных деревьев в местах бурелома или на лесопилках. Понятно, проще отделить от дерева наплыв в виде нароста, поэтому в дальнейшем и будем говорить об обработке именно наростов. Последние срезают с частью стволовой древесины — потом будет ясно, что убрать, а что оставить. Заготовку освобождают от всего лишнего (коры, ненужных сучков), а также удаляют смолу и гниль. Затем заготовку кипятят в 5%-ном растворе поваренной соли. Если диаметр заготовки не превышает 10 см, кипятят ее в течение часа, продолжительность подобной обработки заготовок больших размеров возрастает до 3. 5 ч. Кипячение необходимо для того, чтобы сок внутри древесины прогрелся, нейтрализовался и заготовка быстрее сохла. (Кстати, полученный раствор можно использовать потом как краситель бежевого цвета для пряжи и тканей, а выпарив его, даже удается получить морилку для тонирования изделий из дерева и кости.)

Читать еще:  Многолетние травы для сенокоса

Далее заготовку вынимают из раствора и, не давая ей высохнуть, подвергают предварительной обработке. Влажная древесина нароста довольно мягкая и податливая, с нее также легче счищать остатки коры. При этом в процессе сушки прокипяченной заготовки вероятность появления трещин в ее тонких стенках, если они имеются, снижается. Высохнув же, древесина станет твердой и обрабатывать ее будет гораздо труднее.

Приступая к работе, мастер прежде всего должен решить, изделие какого «направления» (горизонтального или вертикального) он намеревается сделать из своей заготовки. Здесь нельзя рубить с плеча. Если мастер собирается вырезать вещь вертикального направления, например, «стоячую» вазу, заготовку придется «поставить», сформировав у нее ровное дно. При этом заготовку из нароста типичной формы (типа «ежик») вероятнее всего придется резать поперек волокон. Работая над вазами, блюдами, шкатулками, приходится аккуратно сверху вниз выбрать «нутро» будущего изделия. Удаляют лишнюю древесину «на конус», используя для этого дрель, топор, полукруглые стамески. Не рекомендуется слишком сильно истончать стенки изделия, потому что дерево не любит слишком тонких стенок, стенки, кстати, даже лучше смотрятся, когда имеют достаточную толщину.

Закончив предварительную обработку влажной заготовки, ее подвергают сушке. Традиционный и, пожалуй, наилучший способ сушки — поместить заготовку на длительный срок под навесом в сухом, хорошо проветриваемом месте, понятно, подальше от прямых солнечных лучей, дождя, снега, отопительных приборов. Хотя при желании ускорить процесс сушки применяют и другой способ. В этом случае изделие заворачивают в 3. 4 слоя бумаги (можно газетной), помещают сверток в полиэтиленовый пакет, который укладывают в «жарком» месте, например, на батарее центрального отопления. Отсыревшую бумагу и пакет с каплями воды на стенках меняют ежедневно, не допуская образования на заготовке плесени. При такой сушке изделие высыхает равномерно и не растрескивается, а процесс сушки ускоряется в несколько раз. Когда бумага перестает увлажняться, считается, что древесина высохла.

Перед тем, как приступить к чистовой обработке заготовки, необходимо снова внимательно присмотреться к ней, повертеть ее в руках при разном освещении, проверить, не противоречит ли ваше решение замыслу природы и не нарушит ли дальнейшая обработка естественную красоту древесины. Дайте волю своей фантазии, постарайтесь рассмотреть все извилины, выпуклости, впадины, глазки на капе, подумайте, что они вам напоминают, чтобы потом не жалеть, что срезали их. Форма и рисунок каждого капа индивидуальны, поэтому избегайте тривиальных, приземленных сюжетов.

Для обработки наружной и внутренней частей изделия потребуются различные инструменты. Так, внутреннюю часть изделия выбирают теслом, полукруглыми стамесками, клюкарзами, а в самой глубине — ложечным (кольцевым) резцом, при этом резец тянут снизу вверх, то есть на себя (это так называемый «японский» метод). Здесь мы не будем рассказывать, как отковать и заточить инструмент, эта тема требует особого разговора.

При чистовой обработке заготовки убирают лишние сучки, удаляют «угловатости», стараясь выявить игру различных слоев древесины. Идеальный вариант — гармония текстуры дерева и композиции изделия, а если чем-то надо все-таки пожертвовать, то хорошенько подумайте, чему лучше отдать предпочтение. В процессе работы могут выявиться природные дефекты древесины или возникнуть новые трещины. В таком случае придется по мере возможностей изменить дизайн изделия, например, вырезать отверстие на месте имеющейся гнили или образовавшейся трещины. А можно и заклеить трещину смесью мелких опилок и какого-либо клея.

После того, как закончена обработка наружной поверхности изделия и выбрана его внутренняя часть, приступают к зачистке шероховатых поверхностей скребком, циклей, рашпилем, проволочной щеткой. Завершая зачистку, изделие шлифуют наждачной бумагой. Сперва используют шкурку №3. 5, потом №2. Значительно ускоряет процесс шлифовки дрель со шлифовальной насадкой. Можно применить и бормашину типа «Гном». Конечно, форма насадок зависит от конфигурации шлифуемой поверхности.

Обработанное наждачной бумагой изделие чисто протирают и тонируют (при желании) под цвет ценных пород дерева. Для этого используют водные и спиртовые растворы морилок, растворы солей, отвары луковой шелухи, ольховых шишек и других растений, раствор гудрона в керосине (даст цвет орехового дерева). Можно покрыть изделие лаком, горячей олифой, натереть воском, который иногда разводят скипидаром или бензином. После просушки поверхность изделия натирают до блеска чистой суконкой.

Сувели и капы можно разрезать на пластины, применяя последние для изготовления бижутерии, шкатулок, отделки мебели. Но об этом также нужно говорить особо.

Быстрая сушка древесины и немного про кап и сувель

Болгарский юбилейный нож «Шипка». Посвященный «Битве при Шипке» в Русско-Турецкой войне 1876-1877

Быстрая сушка древесины и немного про кап и сувель

Метод «Запаривание».
Статья дополненная и переработанная, и даже с картинками! 🙂 Проблема быстрой сушки древесины в домашних условиях вызывает определённые трудности у людей, скошенных нашей шизой 🙂
Данная статья поможет быстро и качественно высушить имеющиеся запасы древесины для наших маниАческих увлечений 🙂 🙂
На ручки для ножиков… для ножен и чеготамещёпридумаем 🙂 🙂 Наиболее интересный и традиционный материал для изготовления рукояток ножей представляет материал, «произрастающий» в ближайшем лесе, называемый КАП и СУВЕЛЬ (свиль). Итак, для начала определимся с некоторыми понятиями.

КАП (он же «ведьмин веник») — это доброкачественное образование на дереве, представляющее собой пучок тонких веточек, растущих из каплевидного (чаще всего) нароста. При поперечном разрезе имеет текстуру с ярко выраженными сердцевинами сучков. Обрабатывается сложно из-за сильно свилеватой текстуры и огромного количества сучков. Крайне красив, прочен, прекрасно шлифуется и полируется. Отдельные многочисленные участки обладают перламутровым отливом. Большого промышленного значения не имеет, но ценится весьма дорого из-за своей красоты. Если и используется в промышленности, то только в виде шпона для отделки мебели (в основном используется кап экзотических пород деревьев), также производства мелких изделий типа шкатулок, портсигаров, женских заколок, мелкие украшения (кап берёзы). Использование на рукоятках ножей считается хорошим вкусом, а также ценится резчиками по дереву за неповторимую текстуру.
Нельзя найти два одинаковых куска капа, даже половинки распиленного капа имеют разный рисунок, настолько неоднороден нарост. Растёт на многих деревьях (липа, ольха, берёза, клён, дуб и т.п.), но наиболее ценным и красивым является берёзовый (из произрастающих в наших широтах).
Нарост обычно небольшой, максимум — размером с мяч волейбольный или с большую тарелку. Резать на капе какой-то узор не имеет смысла, так как всё забивает текстура. Фотки, как выглядит, смотрим тутати:

На фото представлен берёзовый кап. К сожалению, я не смог раздобыть разрез именно берёзового капа (эти снимки я делал рядом с отделением родной милиции и, как понимаете, спилить мне там ничего не дали бы… Но я изловчился и нашел кап ясеня, по текстуре большинство капов сходны и отличаются только цветом и размерами сердцевинок сучков 🙂 ).
Глядим:

СУВЕЛЬ (она же свиль). Как ясно из названия, нарост получил название из-за своей структуры (витая структура, это ещё мягко сказано). Сувель представляет собой каплевидный или шарообразный нарост на дереве (также есть кольцевая разновидность, охватывает ствол дерева по периметру), растёт обычно быстрее самого дерева раза в 2-3. При распиле имеет текстуру, близкую по рисунку к мрамору и перламутру (это основной признак отличия от КАПА, в будущем не путать сувель и кап). Наличие перламутровых разводов на отшлифованном дереве создают прекрасную переливающуюся, светящуюся изнутри картину. Свиль также плохо обрабатывается, как и кап, но не так тяжело. Размер варьируется от ореха до 1,5 метров высотой (сам такой видел на берёзе) и до 2 метров в диаметре (кольцевая сувель, охватывала ствол дерева полностью).
В Ватикане стоит купель, значительно больше метра в диаметре, вырезанная из единого куска сувели. Сам сидел однажды в кресле, вырезанном из сувели. Прекрасно держит тонкую резьбу, но резать сувель не рекомендуется. Лучше отшлифовать и покрыть лаком (пропитать маслом). Изделие от этого только выиграет.
Наиболее ценной считается корневая или комлевая свиль. Наличие тёмных прожилок и четко выраженных перекрученных годовых колец. Это сказка. КРАСИВО, этим всё сказано. Ствольная сувель отличается более тонкой текстурой и более тонким «морозным» рисунком. И более светлой древесиной. По прочности комлевая сувель немного превосходит ствольную из-за особенности строения ствола дерева. Сувель прочна, красива, легко полируется и шлифуется. Хорошо просушенная и обработанная начинает «светиться» изнутри (при грамотной пропитке маслами дерево становиться похожим на янтарь и даже немного прозрачным). Обычно имеет цвет от нежно-жёлтого и розовато-коричневого до совсем охристо-коричневого. Всё зависит от условий и времени сушки. Кап имеет те же цвета.
Фотки глядим тут: Как видно, кап на сувель не похож совершенно. ЧАГА — это гриб, (не путать с грибом-трутовиком. ), и он нам не нужен для наших целей. Итак, как сушить. Сразу скажу, что метод «запаривания» подходит для небольших кусков дерева. Где-то в половину мяча футбольного или небольшого поленца.

    Спиливаем нарост. Делаем это острой пилой. Иначе пилить замучаешься, и дерево начнёт лохматиться. Кору не счищаем. Не забываем замазать срез на дереве масляной краской или воском или чем-то подобным.

Читать еще:  Что такое сенокосы

СПИЛИВАТЬ НАРОСТЫ ЖЕЛАТЕЛЬНО В СУХОЕ ВРЕМЯ ГОДА, ИДЕАЛЬНО — В КОНЦЕ АВГУСТА — НАЧАЛЕ СЕНТЯБРЯ, ДО НАЧАЛА СОКОДВИЖЕНИЯ.

  • Берём ненужную кастрюлю (ведро) и кидаем туда деревяку. Кастрюлю именно ненужную, так как в процессе варки образуется весьма хитрый отвар, который потом отмывать очень хлопотно. Лучше деревяку почистить от всяких лохмотьев бересты и других хрупких и болтающихся частиц. Всё равно отвалятся.
    Я рассматриваю именно берёзовый нарост, как наиболее доступный и красивый, остальные наросты варят по той же технологии.
    Полено, соответственно, чистят от всякого мусора и хрупких частиц. Наливаем воду. Это удобно делать гранёным стаканом (в нём 250 мл). Вода должна накрывать деревяку примерно на сантиметр-два. Дерево, естественно, всплывает, но прижмём ко дну и всё увидим. Воду наливать всё равно какую, холодную или горячую — всё равно закипит. В кастрюльку можно накидать деревяк, сколько не жалко, важен объём отдельной деревяки, а не суммарный объём древесины.
  • Берём поваренную соль, какую не жалко. Не суп варим. На литр воды сыплем 2 большие столовые ложки с верхом соли (стаканы с водой кто считать будет. А? ). Можно и больше, сколько не жалко, ничего страшного, переборщить невозможно.
    Главное, чтоб вода была приторно солёной. Можно использовать морскую чистую воду (именно чистую, а то будет противно пахнуть тиной).
    Соль будет тянуть соки из дерева, но дерево не пропитает.
  • Находим опилок смолистых пород древесины. Ель, сосна — проще всего достать. Берем пилу — и вперёд.
    Нам нужно две мощных горсти опилок (опилки загребаем двумя руками). Именно опилок, а не стружек от простого ручного рубанка.
    Стружки подойдут от электрорубанка (можно раздобыть на ближайшей лесопилке или настрогать самому). Я их всегда и использую.
    Они достаточно мелкие, и их обычно много и легко получить. Чем больше смолы в опилках, тем лучше.
    И чем мельче опилки, тем лучше. Засыпаем в кастрюлю. Кастрюльку и побольше было можно взять! Опилки придадут сувели приятный охристый цвет. От нежно-розово-жёлтого до охристо-коричневого. А также смолы добавят древесине прочности и проявят текстуру.
  • Когда вода закипит, убавляем огонь и оставляем кипящим на 6-8 часов, можно и побольше, на сколько хватит терпения.
    Если кастрюлька большая, то можно и не убавлять пламя, пусть вода бурлит и пузырится. Но смотреть нужно, чтоб вода не выкипела полностью. Соль, опилки, температура и время сделают своё дело. Воду подливаем по мере необходимости. В процессе варки образуется красный «бульончик». И накипь. Накипь лучше сразу удалять. Она отмывается очень сложно.
  • Прошло 6-8 часов (в зависимости от размеров куска дерева). Вынимаем деревяку. Промываем под струёй воды от опилок. Воду из кастрюли выливаем за ненужностью, но можно оставить и на следующий раз, если есть где хранить. Но выливать воду проще. Нарост закидываем на шкаф, ничем на оборачивая. На сутки-двое, пусть остынет.
  • Процесс варки и сушки повторяем 2-4 раза, в зависимости от объёма деревяки.
    Для ускорения процесса можно использовать скороварку. Время снижается до 4-6 часов.
  • При последней варке нужно шустро ободрать кору, пока дерево горячее. Хотя она сама должна к этому времени отвалиться. Осторожно. Горячо. Используйте перчатки!
  • Закидываем на шкаф на неделю-две. Дерево, в принципе, уже высохло, но пусть уйдёт оставшаяся влага.
    Дерево «привыкнет» к атмосфере. После окончательной просушки дерево станет похожим на кость, и его можно будет резать, пилить, шлифовать. Запаха постороннего никакого не будет. Будет пахнуть только деревом.
  • В процессе ускоренной сушки древесины нужно помнить, что могут образоваться небольшие трещины, и поэтому нужно давать припуск на их удаление в последующей обработке.
  • Где искать наросты… Естественно в лесу. 🙂 НО! Определённых мест произрастания нет, они растут спонтанно, и самые большие и красивые наросты найдёт самый глазастый и настырный. Это занятие сродни охоте за грибами, кто больше и дальше обегал лес, тому и больше досталось. 🙂
    Вроде всё. Ещё раз напоминаю, что большие куски так сушить нельзя. Треснут. Обязательно. Проверено.
  • После окончательного привыкания дерева к атмосфере, делаем ножик. Как это делается, найдёте сами, не маленькие 🙂 В любом поисковике набьёте — «»как сделать нож»» — и будет вам счастье. Пропитывать сувель и кап желательно маслом и, если есть желание, то и воском тоже. Дерево проявит текстуру, «заиграет», что называется, проявится вся внутренняя красота.
  • Если возникнут вопросы или какие-то уточнения по поводу вышеописанной технологии, отвечу по мере сил и возможностей. За сим заканчиваю, ваш Serjant.

    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector
    ×
    ×