Semka-dreva.ru

Выращивание и уход за растениями
18 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Когда заканчивается сенокос

Когда заканчивается сенокос

Настала пора сенокоса

Раньше крестьянские семьи были многочисленны и жили в основном за счёт своего хозяйства. В Сибири климат суровый и поэтому нельзя упускать ни одного погожего дня. Надо всё делать вовремя: весной засеять поля зерновыми культурами, посадить овощи. Летом нужно тщательно за всем ухаживать, чтобы получить хороший урожай. Как говорится: «Лето зиму кормит». Большое значение имела заготовка сена для животных.

Люди ходили друг к другу в гости, помогали вовремя убрать урожай и покос. В каждой семье было хотя бы по одной корове, в некоторых семьях две и больше. Скотины держали много и поэтому покосы были большие. Косили везде: в Советском, Хвощевой, Белом Озере и многих других местах. Но порой и этих полей и лугов не хватало. Между односельчанами неоднократно возникали споры из-за покосов. У одного хозяина покос был маленький, у другого росла одна ромашка, а коровы её есть не любят, у третьего покос был слишком далеко. Все хотели себе поле с разными сочными травами, чтобы корова всю зиму ела и давала вкусное, полезное молоко.

В начале XX века косили сообща, всем селом. Лучшим временем сенокошения считался промежуток после Петрова дня (12 июля) до Прокла (25 июля). Время сенокоса было праздничным событием и ожидалось с нетерпением, в особенности молодыми людьми. При благоприятных условиях уборка сена считалась одной из приятнейших сельских работ. Лето, тёплые ночи, купанье после утомительного зноя, благоуханье лугов – всё вместе имело отрадное действие на душу. Аромат свежескошенных трав не только дурманил голову, но и оказывал лечебное действие на организм.

Из воспоминаний старожилов: «На дальние луга крестьяне с бабами, девками и грудными младенцами выезжали. Располагались станом около реки или ручья в тени деревьев, делали шалаш (балаган) и оставались там до конца сенокоса. Шалаши ставили из тонкого тёса и непригодной драни, по нескольку в ряд. Около каждого шалаша подвешивался на козлах котёл. Но в этих времянках только хранили припасы или прятались от дождя; спали под развешенными холщовыми пологами (навесами). Старшие мужчины и женщины ходили иногда в деревню, где были маленькие дети на попечении стариков и старух. Молодёжь же обычно не появлялась дома в течение всего сенокоса, в том числе и по воскресеньям».

Деревенские люди любили спать на сене, получая своеобразную ингаляцию. Мужчины и женщины, а в особенности девушки для работы в лугах одевались в самое хорошее одеяние, как на торжественный праздник, в то время как на уборку хлеба надевали самое старенькое. На сенокосе собирались в один стан, а на жатве каждая семья работала отдельно. Девчатам здесь было гульбище, на котором они, дружно работая граблями и сопровождая работу общей песней, рисовались перед парнями.

Траву скашивали косой. Косу часто нужно точить и клепать, чтобы она была острой. Косить начинали «со светом», то есть по росе. «Чем росистее трава, тем легче косить». Мужчины вставали друг за другом и выкашивали рядами. Первым вставал старший, самый опытный косец. Каждый шёл прокосом по лугу, и в голове звучал заученный стих: «Раззудись плечо, размахнись рука. » Соревновались, кто накосит больше, у кого трава лучше. Скошенную рядом траву женщины сразу разбивали, растрёпывали рукоятками граблей для того, чтоб она лучше просушивалась. Разбивка эта производилась целый день, под палящими лучами солнца. К вечеру разбитое и почти сухое сено сгребали в валы, то есть длинные гряды, а их затем складывали в копны – высокие кучи. На другой день, когда роса прошла, копны эти разваливали кругами, а потом опять сваливали в копны и стога. Бабы и девчата гребли сено, накидывали с молодыми ребятами его на волокуши.

Мужчины, сидя верхом на лошадях, везли копны к заложенному стогу (в некоторых населённых пунктах называли стог – зарод). У стога, как правило, становились мужики посильнее. Таков был порядок при уборке в вёдреное время (когда на небе ни тучки).
Если же находили тучки и начинались дожди, то при уборке сена было много хлопот. Когда появлялись тучи, старались сено немедленно сложить в копну. Когда распогоживалось – копну разваливали и перебивали сено до тех пор, пока оно не просохнет. Вывозили сено с полей на лошадях.

Для обеда объединялись по нескольку семей. Обед делали сытный и с традиционным набором блюд: хлеб, пшеничная каша с маслом и солёное свиное сало, яйца, молоко. После обеда старики отдыхали, а молодёжь отправлялась за ягодами или заводила песни.

Если в довоенные годы основной тягловой силой была лошадь, то в послевоенные начинается механизация. Появляются трактора, сенокосилки, плуги. В это время отпадает необходимость оставаться на покосе на ночь. Каждый день люди утром приезжали и поздно вечером уезжали домой.

Читать еще:  Мобильный заготовщик пеллет

В 1991 году сенокосы в нашем селе занимали площадь 884 гектара. В конце двадцатого столетия стала применяться новейшая сеноуборочная техника: комбайны и прессы. Людей занятых на этих работах стало ещё меньше. Коллективный труд, общение, человеческий опыт стала заменять техника.

Мясо, молоко, молочные продукты и овощи в магазинах в старые времена не продавали, жители всё это должны были производить сами на своем подворье. Поэтому сенокос имел большое значение в жизни людей, выработанные годами традиции передавались из поколения в поколение. С появлением техники, к сожалению, наработанный опыт частично был утерян. Сейчас очень мало семей занимается подсобным хозяйством, во много раз сократились площади сенокосной земли.

Мне удалось собрать и сравнить информацию об уборке сена в разные времена. Сейчас мы всё дальше и дальше уходим от крестьянской жизни и пищи. Но чем больше технический прогресс, тем слабее здоровье.

Время сенокоса у славян

Сеноко́с — косьба травы на сено, заготовка сена. В старину у славян косьба сена сопровождалась обрядами. Лучшим временем сенокошения считалось после Петрова дня и до Прокла 12 (25) июля. Косили русские крестьяне раньше сообща всем селом, затем каждый получал необходимое количество сена.

Время сенокоса у русских крестьян считалось праздничным событием и ожидалось с нетерпением, в особенности молодыми людьми. При благоприятных условиях, уборка сена считалась одной из приятнейших сельских работ. Лето, тёплые ночи, купанье после утомительного зноя, благоуханье лугов, — всё вместе имело отрадное действие на душу. Мужчины и женщины, а в особенности девушки для работы в лугах убираются в самое хорошее одеяние, как на торжественный праздник, в то время как на уборку хлеба надевали самое худшее. На сенокосе собирались в один стан, а на жатве каждая семья работала отдельно. Девчатам здесь было гульбище, на котором они, дружно работая граблями и сопровождая работу общей песней, рисовались перед парнями.

На дальние луга «крестьяне с бабами, девками и грудными младенцами» выезжали. Располагались станом около реки или ручья в тени деревьев, делали шалаш и оставались там до конца сенокоса. Шалаши ставили из тонкого тёса и непригодной драни, по нескольку в ряд. Около каждого шалаша подвешивается на козлах котёл. Но в этих времянках только хранили припасы или прятались от дождя; спали под развешенными холщовыми пологами (навесами). Старшие мужчины и женщины ходили иногда в деревню, где были маленькие дети на попечении стариков и старух. Молодёжь же обычно не появляется дома в течение всего сенокоса, в том числе и по воскресеньям.

Косить начинали «со светом», то есть по росе. «Чем росистее трава, тем легче косить». Скошенную рядом траву бабы и девки сразу разбивали, то есть растрёпывали рукоятками граблей для того, чтоб она лучше её просушивалась. Разбивка эта производилась целый день под палящими лучами солнца. К вечеру разбитое и почти сухое сено сгребали в валы, то есть длинные гряды, а из них затем складывали в копны, то есть высокие кучи. На другой день, когда роса прошла, копны эти разваливали кругами, а потом опять сваливали в копны и стога. Таков был порядок при уборке в вёдренное время. Если же находили тучки и начинались дожди, то при уборке сена было много хлопот. Когда появлялись тучи, старались сено, немедленно сложить в копну. Когда распогоживалось — копну разваливали и перебивали сено до тех пор, пока оно не просохнет.

Для обеда объединялись по нескольку семей. Обед делали сытный и с традиционным набором блюд: пшеничная каша с маслом и солёное свиное сало. После обеда старики отдыхали, а молодёжь отправлялась за ягодами или заводила песни «в кружке».

Вечером на лугу водили хороводы, играли на гармониках и жалейках (тростниковые дудочки). Особенно веселилась молодёжь, когда копнили: сначала сгребали сено в валы в сажень (в рост человека) высотой, а затем группами катали эти валы под общую песню (напр. «Дубинушку») к тем местам, где предполагалось ставить копны.

Молодые веселились, несмотря на тяжёлый и напряжённый по срокам труд. В деревне каждый был на виду, а обстановка на покосах создавала относительно большую свободу. Парни одевались на сенокос щеголевато, заигрывали с девушками; в воскресенье, когда никто не работал, ловили рыбу, собирали землянику, играли в горелки, катались на лодках, «играли песни». На Полесье это было самое песенное время — с утра и до вечера.

Истье. Сенокос

Лето в этом году дождливое выдалось. Сенокос рано начали. В мае, когда трава растёт, влаги земле достаточно перепало, муравушка густая уродилась. Если ждать июля и сухих дней, то трава «забурьянит», как у нас говорят. То есть молодые сочные побеги тимофеевки, клевера. тысячелистника, щавеля, цикория и другого разнотравья станут толстыми, жёсткими, на косу плохо лягут, да и будут негодными сухими стеблями, а не мягким, вкусным сеном.

Читать еще:  Сбор и заготовка лекарственных растений

Поэтому, как созрел травный урожай, так и пора сено косить. Ждать хорошей погоды — значит траву передержать. Косить теперь не большая проблема — в доме трактор есть, косилка. Вот высушить в дождливый год — другая история. В сухое лето траву скосил, поворошил, вечером в стожки собрал. Утром растряс, потом перевернул, а вечером — уже готово, можно большие стога ставить, или сразу в сарай увозить.

Дождь свои коррективы вносит и сенокосную крестьянскую работу в мартышкин труд превращает. Только растрёс сено, тучка ниоткуда налетела, дождик брызнул, сено намочил. Значит, начинай сначала. Бывает, по нескольку раз мочит. Что делать, сенокос — дело такое. Успел убрать сено до дождика — пан, не успел — пропал.

Тучку из-за леса, из-за реки не всегда увидишь. А когда заметишь, то вряд ли тебе погода 10-15 минут на спасение почти сухого, расстеленного по всей поляне сена выделит. Чаще — минут 7-9. За эти минуты с тебя дух вон, носимся, как угорелые. Но зато хоть сколько-то травы спасёшь. «Украли сегодня сено у погоды», — говорила в таких случаях бабушка.

Сейчас сено заготавливать намного легче стало. И косилка, и возилка есть. И сенокос на лугу, под окнами. И корова одна. Раньше на две коровы руками накашивали. И на сенокосный луг за пять километров от дома ездили. Перевозить стога домой — отдельная история. И то бабушка радовалась такому простору. Они с дедушкой в хрущёвские времена по лесам, болотам косили, да не раньше сентября начинали. Да разве луговую траву корова зимой ела? Болотную осоку, бурьян заброшенный. И вдобавок прятались от лесников, от председателя колхоза, потому что запрещалось сено на государственных угодьях для частной коровы заготавливать. А бывало, накосят сена, высушат по горсточке, по стожку на махоньких лесных островках, а лесник прознает и отберёт сено. Свои стога тогда «воровать» приходилось. Под покровом ночи. Теперь — благодать. Тяжела летняя страда, да радостна — будет чем скотинушку зимой кормить.

У меня побывка в Истье на этот раз короткая случилась. Зато на сенокосе поработала. Да денёчки выдались славные, солнечные. Раскинул сено — и отдыхать отправляйся, на небо можно не смотреть. Вильфанд без осадков обещал. Да и по погоде видно — вёдро обстоится.

Вот наш луг сенокосный. Это мы вечером сено в стожки сложили.

Трактористка у нас новая выискалась. Полину послали на права учиться, Илья её за руль посадил, от стожка к стожку вести трактор заставил. Польза и практика. Вот как наша «Паша Ангелина» заруливает. А девочке всего лишь 17 исполнилось. «Автоледи» с купленными «правами», а-ууу! А вам не слабо вместо кредитной «мазды» да на «Владимирце»?!


В огороде всё растёт-цветёт-колосится. Помидоры зреют.

Град сильный был, но много вреда не наделал. Только листья огурцов сильно побил.

На огуречных грядках в этом году подсолнухи живут. Это новая агротехника, чтобы большие листья подсолнухов огурцы от пекла прикрывали.

Солнечному цветку соседи тоже понравились, он листья распушил, стебель с руку толщиной отрастил.

И ещё есть у нас новосёлы на цветочных грядках. Я бегонию привезла.

Галя розу, подаренную на день рожденья в цветочном горшке всю зиму сохраняла, а теперь её в грядку высадили. Она с петуниями теперь цветёт.

Настурция красиво по прутьям вьётся, клумба на желтый конус похожа.

Теле Мальчику жарко. Он в тенёчке валяется, от мух хвостом отмахивается.

А Федя кузнечиков

и лягушек ловит.

А на повороте с главной трассы в нашу деревню большой щит установили. «ИСТЬЕ. 1620». Вот недаром у нас сказки про Петра I рассказывают. Но про это — в другой раз. А в прошлый раз я про май на Истье рассказывала. И про тюльпаны.

Когда заканчивается сенокос

На момент введения Юлианского календаря: 1 . 12 июля (после Петра и до Прокла)
Дата по старому стилю: 1 . 12 июля
Дата по новому стилю: 14 . 25 июля

После Петра и Павла начинался покос. Старались закончить косьбу до Прокла (12 июля), а убрать в копны и свезти до Улиты (15 июля). С Финогена (16 июля) начинали посматривать на жито и порой жали первый сноп.

Время сенокоса почитается за праздничное событие и ожидается с нетерпением, в особенности молодыми людьми. При благоприятных условиях, уборка сена считается одною из приятнейших сельских работ. Время года, тёплые ночи, купанье после утомительного зноя, благоуханный воздух лугов, – всё вместе имеет что-то обаятельное, отрадно действующее на душу. Мужчины и женщины, а в особенности девушки для работы в лугах убираются в самое хорошее одеяние, как на самый торжественный праздник, в то время как на уборку хлеба надевали самое худшее. Причина этого различия в том, что на сенокосе собирались в один стан, а на жатве каждая семья работала отдельно. Для девок луг есть гульбище, на котором они, дружно работая граблями и сопровождая работу общей песней, рисуются перед женихами.

Читать еще:  Жатка для сенокоса

На дальние луга «крестьяне с бабами, девками и грудными младенцами» выезжают. Располагаются станом около реки или ручья в тени деревьев, устраивают шалаш и оставаются там до конца сенокоса. Шалаши ставят из тонкого тёса и непригодной драни, по нескольку в ряд. Около каждого шалаша подвешивается на козлах котёл. Но в этих времянках только хранят припасы или прячутся от дождя; спят под развешенными в разных местах холщовыми пологами. Старшие мужчины и женщины ходят иногда в деревню, где остались маленькие дети на попечении стариков и старух. Молодёжь же обычно не появляется дома в течение всего сенокоса, в том числе и по воскресеньям. По вечерам картина таборов очень живописна и оживлённа.

Косить начинают «со светом», то есть по росе. «Чем росистее трава, тем легче косить». Скошенную рядом траву бабы и девки немедленно разбивают, то есть растрёпывают рукоятками граблей для того, чтоб солнце и ветер могли лучше её просушивать. Разбивка эта производится целый день под палящими лучами солнца. К вечеру разбитое и почти сухое сено сгребают в валы, то есть длинные гряды, а из них уже образуют копны, то есть высокие кучи, имеющие весу от 3,5 до 8 пудов, судя по тому, крупное или мелкое сено. Копна крупного сена при равном объёме всегда легче мелкого. На другой день, когда роса уже поднялась, копны эти разваливают кругами, а потом опять сваливают в копны и мечут в стога. Этот порядок обыкновенно бывает при уборке в вёдренное время, но ежели случайно находят тучки и перепадают дожди, то при уборке сена бывает много хлопот. Когда тучка ещё находит или невзначай пойдёт дождь, стараются сено, если оно ещё в копнах или если копна развалена, немедленно скопнить, и сено остаётся в копнах во всё время ненастья. Но как только проглянет солнце, сейчас копну разваливают и перебивают сено до тех пор, пока оно совершенно просохнет.

Для обеда объединялись по нескольку семей. Обед подавали сытный и с традиционным набором блюд: пшеничная каша с маслом и солёное свиное сало. После обеда старики отдыхали, а молодёжь отправлялась за ягодами или заводила песни «в кружке».

Вечером на лугу составляли хороводы, играли на гармониках и пищиках или на жалейках (тростниковые дудочки). Особенно веселье молодёжи начиналось, когда копнили: сначала сгребали сено в валы в сажень высотой, а затем группами катали эти валы под общую «Дубинушку» к тем местам, где предполагалось ставить копны.

Молодые умудрялись веселиться, несмотря на тяжёлый и напряжённый по срокам труд. В деревне каждый был на виду, а обстановка на покосах создавала относительно большую свободу. Парни одевались на сенокос щеголевато, заигрывали с девушками; в воскресенье, когда никто не работал, ловили рыбу, играли в горелки, катались на лодках, «играли песни».

Сенокос продолжался дней двадцать, и соответственно настрой сохранялся в течение всего этого времени. По окончании сенокоса устраивался праздник всей общины. Для оплаты общего угощения выделяли часть луга, и сено с этого луга продавали – покупатели были свои же односельчане. На вырученные деньги покупали чай, баранки и водку (выпивка за счёт общины называлась «мирское»), закуску приносили каждый свою. На праздник сбегалась вся деревня, включая детей: пели, плясали, наблюдали борьбу вызвавшихся охотников, перебрасывались шутками.

В степных губерниях 30 июня (по ст. стилю) поселяне, сбираясь на сенной покос, одеваются во все лучшее платье и веселятся весь вечер. Это называется у них: проводы весны.

Поговорки и приметы
На острую кóсу много сенокосу. Всякий, кто дорос, спеши на сенокос. Роса косу точит. Каково лето, таково и сено. Свиньи и мыши сено едят – к худому покосу. Когда сено гнило, тогда в сусеке мило. Ранняя роса летом, а осенью иней – к ясной погоде. Травы черны – лошади кормны (т. е. в сеногной овсы хороши). Рассада пьёт поливку – сухой сенокос, а не вбирает – мокрый. Много в поле кашки (Millеfolium) – быть сеногною. Коли дождь на Петров день, то сенокос будет мокрый.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector