Semka-dreva.ru

Выращивание и уход за растениями
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Вазы из капа и сувели

Василий Ковальчук – деревянные куксы и для питья, и для радости бытия

  • Размер шрифта: БольшеМеньше
  • Просмотров: 4098

Всем привет! На связи Дмитрий Дереворез. Хочу показать вам нечто удивительное. Это куксы – кружки, вырезанные из сувеля березы. В Финляндии считают, что они приносят счастье. Их дарят новорожденным детям. А саамы всегда брали куксы с собой в лес, на охоту, в дальние походы.

В Бресте живет народный умелец Василий Ковальчук, который возвел эти изделия в ранг искусства. Надеюсь, что резьба по дереву Василия Ковальчука через N-е количество лет будет украшать российские музеи, а так же частные коллекции ценителей искусства во всём мире!

Солнце в бокале

Его кружки – куксы поражают разнообразием, от них невозможно оторвать глаз. Они идеально гладкие как внутри, так и снаружи. Вся поверхность светится, переливается, как на советских значках с линзовым пластиком. Смотришь на такой значок под одним углом – видишь надпись « 50 лет Октября», под другим – крейсер «Аврора». А в кружках Василия Ковальчука словно спряталось солнце. Но прикол то даже не в этом. Вся фенька в ручке! Присмотритесь и восхититесь! Филигранная резьба по дереву и неповторимые эксклюзивные образы в авторской технике.

Чуть ранее я рассказывал в блоге о творчестве Дмитрия Карасёва, который творит из капа. Эти два дядьки — виртуозы в работе со свилями! Могу смотреть вечно на их творения и восхищаться необыкновенным симбиозом творчества природы и рук человеческих!

То ли кружка, а то ли виденье

В 65 км от Бреста находится Беловежская пуща. Может быть, поэтому ручки кружек мастера украшены животными, которые там живут. Это медведь, рысь, волк, лось, кабан. Присутствуют также головы змей, лягушек, ящериц, хищных птиц. Есть даже кружка с изображением бабы Яги – как же без нее? Животные из других краев представлены моржами и обезьянами.

А еще есть улитки, которые с любопытством заглядывают внутрь кружки – что там? На головах рожки, панцири тоже переливаются. Разве не прелесть?

Все выполнено виртуозно и реалистично. И практично – в ручках есть отверстие для указательного пальца, чтобы из кружки было удобно пить. Только делать этого никто не будет. Это то же самое, что золотым яйцом Фаберже, украшенным сапфирами, колоть орехи.

Душе – отрада, глазам – услада

Василий Ковальчук создает и отдельные деревянные скульптуры, которые могли бы украсить любой интерьер. Это диковинные рыбы, похожие на доисторических целакантов.

Прекрасная ваза из капа с цветком, словно девушка в бальном платье из пенных кружев. Лягушка, которая устала ждать суженого и в отчаянии вылезла из болота повыше:

– Где ты, Иван – царевич, черт бы тебя побрал?

Древесное золото высшей пробы

Секрет такой красоты – в материале. Это березовый кап и сувель, наросты на дереве. Только на капе есть спящие почки, иногда из них вырастают ветки. Изделия из капа можно отличить по острым бугоркам, темным точкам. Сувель более гладкий, и встречается он реже.

Заготовить такой материал нелегко. Его нужно найти в лесу, долго варить, потом сушить. Он очень твердый, трудно поддается обработке. Но это того стоит. После окончательной отделки и финишной пропитки раскрывается вся красота текстуры, и рождается чудо – изделие оживает и сияет, как перламутр. Состав пропитки каждый мастер держит в секрете.

В то время, как космические корабли бороздят просторы Вселенной…

О самом Василии Ковальчуке практически нет никакой информации. Он из поколения людей, которые не дружат с Интернетом. И тут же рождается парадокс, вилка, извечная дилемма. да как не назови, смысл один. Мастер создает уникальные вещи, но вот предложить их он не знает кому. О его творениях никто не знает. В сети есть страница ВК Василия Ковальчука , которая кричит, Блин, посмотрите на мои работы, ведь аналогов то нет, ну, ёперный театр, где же вы заказчики.

А заказчики тем временем роют землю с другой стороны и рады бы найти страницу Ковальчука, да не могут! А проблема в том, что кроме фоток Василий ничего не помещает на своей странице, а надо бы мало малькое описание к каждой фотке и каждой публикации! Надеюсь, прочитав мои слова, Василий Ковальчук прислушается и начнёт несколько по иному представлять свои шедевры в сети! Кстати, такая проблема есть у большинства резчиков. У девятерых из десяти в России.

Винсент Ван Гог, великий нидерландский художник — постимпрессионист, точно так же не думал о славе. Он тихо и спокойно писал свои потрясающие пейзажи, портреты и натюрморты, и никто о нем не знал. А сейчас каждая картина этого художника стоит миллионы долларов. Но в те годы с Интернетом никто не дружил. Его просто не было.

А теперь, в век информации, обидно не знать о людях, которые не на другой планете, а рядом с нами создают рукотворные чудеса из природного материала. Их нужно видеть! Хотя бы для того, чтобы ими любоваться. Или даже купить в дом такую вещь. Предметы искусства – грамотное вложение. Вспомните Ван Гога…

Кап и сувель березы

Оригинальным решением для творческих идей мастеров по дереву является создание декора или сувенирных изделий, используя кап или сувель березы. Эти материалы отличаются от другой древесины уникальностью рисунка на срезе.

Кап березы представляет собой нарост на дереве, из которого торчат тоненькие веточки дерева, с образовавшимися на них почками. У него очень высокая плотность, выше даже, чем у ствола самого дерева. Узор на срезе капа оригинален и неповторим. Годичные кольца дерева переплетаются с точечными вкраплениями и создают уникальный рисунок.

Обработка капа березы своими руками непроста из-за высокой твердости материала. После обработки изделие напоминает малахит и отливает перламутром. Цвет узора молочный с черными и коричневыми оттенками.

Читать еще:  Гвоздика травянка на клумбе

Сувель вырастает на дереве из-за его болезни или повреждения и растет гораздо быстрее, чем кап. Этот материал мягче и податливее капа в обработке. Имеет уникальные узоры, напоминающие мрамор, которые образовываются за счет его положения на дереве.

Древесный сувель

Сувелем называется нарост на березе или другом лиственном дереве, который образовывается в два или три раза быстрее роста дерева. Спровоцирован он, чаще всего, болезнью, которую называют древесной раковой опухолью. Причина его появления до конца еще не изучена.

В народе эти образования называют древесной костью. Такое название происходит из-за изображения на срезе, которое повторяет разводы мрамора, а в тонких местах напоминает кость.

Часто обыватели путают кап или сувель с другими образованиями. Больше всего кап путают с чагой. Отличие чаги от капа на березе заключается в том, что чага — это не нарост, а гриб, который вырастает на стволе, после попадания его спор в поврежденную кору.Чагу можно срезать с дерева любыми подручными средствами, а вот кап будет сложно срубить даже топором из-за его высокой плотности.

Обработка капа и сувеля доставляет удовольствие мастерам по дереву, хоть занятие это не из легких. Кап особенно труден в обработке, но рисунки, которые открываются при шлифовке материала, удивляют уникальностью и разнообразием.

Кап и сувель березы идеально подходят для создания декоративных изделий. Благодаря их оригинальной текстуре, нет необходимости создавать резные узоры. Поэтому из них делают цельные поделки и украшения — все то, что прекрасно смотрится в полированном состоянии.

Текстура

Кап и сувель березы отличаются своей текстурой от любой другой древесины. Неповторимые узоры на срезе можно объяснить процессом образования.

Кап вырастает на березе по разным причинам:

  1. Под корой начинает зарождаться почка, но из-за твердости коры не может ее пробить. К почке поступают питательные элементы, за счет которых образуются придаточные почки. Их развитие и невозможность пробиться, образуют нарост на дереве.
  2. Механические повреждения, причиненные человеком, животными, насекомыми или природными явлениями, тоже могут стать причиной остановки нормального развития почки. Но она стремится к жизни, несмотря на свою деформацию и образует новый нарост на стволе.
  3. На месте появления почки, дерево отдает все свои силы развитию капа из-за бактерий, грибов или поздних весенних заморозков.

Понимая схему образования капа, который растет очень медленно, но с годами становится все больше, можно предположить, что рисунок создаваемый приростом древесины и придаточными почками будет поистине уникальным. Капы, выросшие на стволах, имеют более витиеватую и выраженную структуру, чем прикорневые.

Годичные кольца перекручены и переплетены с сердцевинами отростков. Рисунок на срезе сразу не виден. Он проявляется лишь после того, как древесину обработают посредством шлифования, полировки и тонирования. Изделия из капа после обработки имеют разные оттенки и отливают перламутром. Узоры напоминают малахит.

Сувель имеет структуру, отличающуюся от капа, но по-своему уникальную и изысканную. Изображение на срезе сувеля напоминает волны, полоски, пятна или изгибы. Такой рисунок получается из-за неровного образования колец древесины, вследствие болезни дерева или механических повреждений.

Гладкая и мягкая поверхность сувеля легче поддается обработке. Готовые изделия из этого материала поражают своим сиянием и разнообразием узоров, напоминающих поверхность мрамора.

Заготовка

В природе сувель встречается гораздо чаще капа. Встретить деревья с такими поражениями можно в лиственных или смешанных лесах, расположенных как в сухой, так и в болотистой местности. Надо учитывать, что спил сувеля или капа на растущей березе, может повлечь ее гибель. Поэтому после спила материала, необходимо замазать живой слой варом.

На погибших деревьях образования бывают уже поражены гнилью и не годятся в производство. Поэтому найти подходящий материал для заготовки непросто. Делать это лучше в середине осени.

Выяснить по виду образования, каким оно будет на срезе нельзя. Но чем кривее и извилистее сувель и чем больше прутиков на капе, тем, предположительно, будет насыщеннее узор. Работать с таким материалом сложнее, но интереснее.

Спилить сувель и кап довольно сложно, цепи тупятся быстро, поэтому необходима хорошая заточка инструмента. Можно спилить ножовкой или лучковой пилой, но это потребует много физических усилий.

Березовый сувель имеет разную текстуру при срезе. Она может быть ярко выраженной или совершенно не видна. Сувель с текстурой, которую плохо видно обычно обладает более высокой прочностью. Но никогда не угадаешь по виду нароста, что в нем присутствует полость или красивый витиеватый изгиб.

Сушка

Для того, чтобы заготовка не расслоилась и не разрушилась, высыхая естественным образом, необходимо ее высушить постепенно. Высушить сувель или кап березы в домашних условиях можно несколькими способами.

Вот два самых популярных из них:

  1. Выварка в воде с поваренной солью. Такой способ подходит для небольших кусков березы. Заготовка очищается от всех ненужных наростов, лохмотьев и грязи и помещается в воду, которая должна быть выше на 2 см. На 1л. Воды нужно 2 ст.л. соли. Затем, в воду необходимо добавить смолистые опилки, которые в итоге придадут изделию оттенок охры. Кипятить необходимо 6-8 часов, затем осторожно вынуть и промыть заготовку под проточной водой. Через двое суток процедуру варки нужно повторить, но уменьшить время кипячения на пару часов. Через двое суток процесс кипячения нужно при необходимости повторить, убавив время еще на пару часов. После этого вынуть из кипятка и ободрать на горячей заготовке остатки коры. Через 2-3 недели материал готов к обработке. Такой метод подходит только для заготовок маленьких размеров!
  2. Заготовки более крупных размеров сушатся дольше. Ни в коем случае при домашней сушке нельзя заносить заготовку в сухое помещение. Подготовленные спилы нужно покрыть краской или олифой. При правильной сушке, высыхают они в течение 2-3 месяцев. Температура при этом должна быть около 10-15 градусов. Затем их можно убрать в помещение, где они досохнут окончательно и будут готовы к обработке примерно через полгода.
Читать еще:  Трава звездчатка средняя

Обработка

Обработка капа березы своими руками – занятие творческое и интересное для любого специалиста, увлекающегося деревообработкой. Высушить кап березы в домашних условиях сможет не каждый. Для этого необходимо потренироваться на менее ценной древесине.

Нужно учесть, что заготовка для глубокой посуды из сувеля или капа, делается еще до момента сушки. То есть вырезается необходимое углубление и придается заранее продуманная форма. Затем заготовка сушится, через полгода ее можно достать и доработать до совершенства.

Применение капа и сувеля

Благодаря правильно выполненной сушке, получаются красивые и уникальные поделки из капа березы. Самые популярные изделия из капа и сувеля — это посуда изготовленная руками мастеров, деревянные украшения, различные статуэтки, подставки, шкатулки, сувенирные украшения, серьги, браслеты и т.д.

Такие изделия очень долго пахнут деревом и не теряют свой внешний вид, даже при длительном использовании. Только настоящий художник и мастер своего дела может сотворить из простого куска дерева настоящее произведение искусства!

ВАЗЫ, КАШПО И ДРУГАЯ УТВАРЬ ИЗ КАПА

В № 9 журнала «Наука и жизнь» за 1998 год была опубликована статья В. Попова «Художественные изделия из капа и свили». Братины и ковши с фигурками животных, скульптурные композиции поразили мое воображение. Я не профессиональный резчик, и сложные вещи мне не по плечу. Просто люблю работать с деревом и хотел бы что-нибудь делать из наростов. Подскажите, что по силам домашнему умельцу?

И. Николаев (г. Псков).

НАРОСТЫ БЫВАЮТ ДВУХ ТИПОВ

Нарост — аномалия древесины. Волокна в нем расположены неправильно, как бы перепутаны. Такую древесину называют свилеватой, у нее причудливая структура и повышенное сопротивление к раскалыванию. Рано или поздно нарост поражается гнилью. Когда она проникает в ствол, дерево погибает.

В старину на Руси деревянистые наросты («наплывы») на стволах или ветвях хвойных и лиственных деревьев называли болоной. Капом обычно именовали и именуют березовые наплывы, а также наплывы на стволах, ветвях и корнях других порослевых пород деревьев (клен, тополь, ива, ольха), возникающие в местах обильного развития побегов и разрастания тесно сидящих спящих почек. Главный признак наростов из спящих почек — наличие множества бугорков, которые при неблагоприятных для дерева условиях пробуждаются, как почки, и дают порослевые побеги. Эти бугорки и создают всю внешнюю красоту будущего изделия. Однако не менее красива и внутренняя поверхность таких наростов, пронизанная спящими почками. Она напоминает текстуру карельской березы.

Деревья, обладающие способностью к семенному размножению (сосна, ель), наростов из спящих почек не образуют. На них возможны только наросты из аномальной древесины — многообразные по форме и состоящие из одного сплошного бугра свилеватой древесины или из множества средних бугров, составляющих один общий. Текстура этого типа наростов богаче текстуры простой древесины, но значительно проще текстуры наростов из спящих почек.

Под корой у каждого нароста свой неповторимый рисунок расположения волокон. Чем необычнее текстура древесины, форма и наружный микрорельеф нароста, тем красивее будет изделие.

НЕ ВСЕ БЕРИТЕ, ЧТО НАЙДЕТЕ

Поиск наростов в лесу — самый интересный, самый романтический этап всего цикла работ. В это время общаешься с природой, любуешься ею. Когда удается найти что-то необыкновенное и красивое, испытываешь огромную радость.

Мой совет: откажитесь от принципа приносить из леса любые наросты, выискивайте только самые оригинальные.

Нередко встречаются наросты, частично или полностью пораженные гнилью. На участках гниения кора отмирает, древесина чернеет. Если нарост поражен гнилью в начальной стадии, когда древесина почернела, но осталась прочной, его вполне можно использовать. Он внесет разнообразие в цветовую гамму изделий.

Наросты из аномальной древесины можно заготавливать в течение всего года, но лучше это делать весной, когда интенсивно увеличивается ростовой слой дерева — камбий. Именно по этому слою идет отделение коры от древесины, и именно в этот период кора отделяется легко, пластами.

Наросты из спящих почек лучше всего заготавливать в период интенсивного роста дерева, в первую половину лета. В остальные периоды кору от нароста данного типа отделить чрезвычайно трудно.

Спиливать нарост удобнее всего лучковой пилой.

В СОАВТОРСТВЕ С ПРИРОДОЙ

Часто в исходном материале уже заложена основа будущего изделия — его форма, размер, пропорции, цветовая гамма, микрорельеф и текстура. Над наростом потрудился главный автор — природа. Человеку остается лишь отыскать среди сотен наростов тот, который бы отвечал его задумке, правильно заготовить этот нарост, вовремя снять с него кору, выбрать лишний материал изнутри, копируя при этом наружную поверхность, отшлифовать изделие и покрыть его лаком.

Вазы и кашпо лучше делать из нароста с вертикальным отрезом ствола, тогда ствол играет функциональную роль, а нарост — роль чистого украшения. Для таких изделий годятся любые типы наростов и любые породы деревьев.

Для чаш подойдут наросты с напуском из стволовой древесины, который по своей толщине и характеру расположения волокон является как бы продолжением нароста. Прикладную функцию в такой чаше несет сам нарост в виде выполненной в нем емкости. Напуск увеличивает эту емкость, обрамляет ее и одновременно украшает.

Нарост из аномальной древесины, края которого закругляются внутрь, подходит и для вазы, и для чаши.

У наростов из спящих почек нет четкой границы со стволом дерева. Обычно они настолько мелкие, что в них невозможно создать функциональную емкость без напуска из стволовой древесины. За красоту текстуры такие наросты часто используют при изготовлении бус, серег, заколок для волос, шкатулок для хранения ювелирных украшений.

ЛАК — ДЛЯ ОТДЕЛКИ

Для окончательной отделки изделия используют натуральный восковой лак.

На внутреннюю поверхность лак наносят многократно. Для наростов из спящих почек требуется не менее пяти слоев лака, а для наростов из аномальной древесины — не менее трех.

Если изделие покрывают лаком пятикратно, третий и последний слои лака вытирают тканью до их высыхания, то есть сразу после нанесения. Это объясняется тем, что восковой лак состоит из двух компонентов — натурального растворителя и растворенного в нем натурального воска. Растворитель впитывается интенсивнее, чем воск, и обычно уже после второго слоя, при его высыхании, на поверхности изделия появляется белесый слой сухого воска, который нужно удалить. Сделать это можно при нанесении третьего слоя, когда невпитавшийся и засохший воск предыдущих слоев размягчается в растворителе третьего слоя.

Читать еще:  Трава пырей фото лечебные свойства

Высохшая поверхность, освобожденная от засохшего избыточного воска, готова для нанесения нового слоя.

Когда последний, пятый, слой лака высохнет, его растирают махровой тканью.

В отличие от внутренней наружную поверхность изделия покрывают только одним слоем лака. При большем количестве слоев воск из-за неровностей наружной поверхности трудно удалять и он становится очень заметным. Растирание здесь комбинированное: ровные участки трут махровой тканью, неровности — густой волосяной щеткой.

Растирание наружной и внутренней поверхностей — последний и обязательный этап работы, только после этого удается в полной мере раскрыть красоту текстуры древесины, а всему изделию придать мягкий матовый блеск. Так сделанная вещь превращается в предмет прикладного искусства, который вполне может украсить интерьер городской квартиры или загородного дома.

Гусарчук Д. М. 300 ответов любителю художественных работ по дереву. М., 1977.

Двойникова Е. С. , Лямин И. В. Художественные работы по дереву. М., 1972.

Кулебакин Г. И. Столярное дело. М., 1987.

Лямин И. В. Декоративные работы по дереву. М., 1973.

Марков Е. Н. Ключ к российскому капу. М., 1995.

Рыжухинский М. Удивительный кап. «Наука и жизнь» № 9, 1991.

Сахаров М. Д. Инструменты сельского столяра и плотника. М., 1993.

САМОДЕЛКИН ДРУГ

Изделия из капа

Уважаемые посетители сайта «SAMODELKINDRUG» из представленного материала вы узнаете что такое «КАП» где и как он растет, методы его добычи, обработки, сушки. А так же вам будут представлены разнообразные изделия из данного материала. Кап, поражает своей красотой… Кап-это нарост на дереве образующий шаровидную форму, происходит данная деформация дерева по ряду причин, одна из которых: резкое изменение в росте, как естественного, так и антропогенного характера. Наросты образуются как на столах и ветвях деревьев, так и под землей на корнях, называется «капо-корень» Под землей его естественно не видно, возможность обнаружить данный корень только у высохшего дерево которое подлежит выкорчевыванию.

Кап относится к ценным породам дерева, благодаря своей уникальной и неповторимой текстуре. Из капа изготавливают украшения, рукояти для ножей, шкатулки, декорирующие элементы для дорогой мебели. Особенно ценится данная древесина среди художников и братьев краснодеревщиков, за свою непередаваемую красоту рисунка.

И так давайте рассмотрим, как и где можно раздобыть кап? Что понадобится для его добычи?

Инструменты

Материалы для вываривания и сушки

  1. большая емкость (под размер капа)
  2. поваренная соль
  3. нагревательный элемент

Добыча, обработка, сушка и изделия из капа.

Многие из вас ходят в лес по грибы да по ягоды, наверняка вы частенько замечали на деревьях разнообразные вычурные наросты, но не предавали этому особого значения, а зря! Потому как данный нарост можно превратить в хорошие деньги, изготовив к примеру заготовки для рукоятей ножей. Одна заготовка = 2000 руб. Только не надо сейчас бежать в лес и рубить все подряд

И так, чтоб добыть кап, нужно взять с собой в лес: бензопилу, ножовку, топор, нож. Отправиться как можно глубже в лес и искать вот такие вот наросты. Могут расти данные наросты абсолютно на всех деревьях, не обязательно только на березе, как показано на фотографии. Как вы понимаете у каждого дерева и рисунок своеобразный, неповторимый. Так же кап может расти и на ветвях дерева, что за частую бывает. Внимание! Не в коем случае не лазьте на дерево с бензопилой. Берите только ножовку для спиливания ветки с наростом.

Так же как было сказано выше, наросты могут быть еще и на корнях дерева (капа-корень) вырастают они порой гиганских размеров и для их добычи требуется тяжелая техника. Хорошая шабашка! Не правда ли? Да, из таких капов делают в основном дорогостоящую мебель, цену даже трудно представить. Сколько ноликов будет в ценнике на изделие?

Но у нас задача добыть небольшие образцы. И так, к примеру вы нашли нарост, убедились что это именно то что вам нужно, а не просто каряга. Берете пилу и отпиливаете нужный вам кусок. И не в коем случае не валите дерево целиком. За такое дело положен немалый штраф! Спилили и быстренько убрали в рюкзак или мешок, а место спила следует обработать садовым варом, на крайний случай землей или глиной, чтоб дерево не болело потом.Что же, кап допустим вы заполучили, теперь нужно доставить его домой. Кстати по дороге можете присматривать еще экземпляры и делать заметки, чтоб потом найти дорогу обратно. Далее с капа необходимо снять кору, это можно сделать при помощи обычного ножа. После того как кора будет снята, кап нужно будет сварить в солёной воде. Нужно это для того чтоб из древесины вышел весь сок. После варки нужно будет просушить вашу добычу в течении нескольких суток, а уже потом можно приступать к распиловке на нужные Вам размеры и заготовки. Ну а дальше все зависит от вашей фантазии и столярных навыков. Вот вам в помощь несколько идей и примеров. Приятного просмотра.

Изделия из капа.

Чаша и ложки

Мебель Чаша Пиалка Рукоять для ножаКружка Шкатулка Трубка Предметы письменного стола Фантазия Вот такую замечательную красоту можно сделать из капа. Теперь вы знаете основы и можете приступать непосредственно к работе, поиску творческих идей по созданию необычной и дорогой вещицы, сделанной именно вами. Если вам понравился материал, то приглашаем к нам в группу ВКонтакте

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×