Semka-dreva.ru

Выращивание и уход за растениями
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Резьба по сувелю и капу

Василий Ковальчук – деревянные куксы и для питья, и для радости бытия

  • Размер шрифта: БольшеМеньше
  • Просмотров: 4086

Всем привет! На связи Дмитрий Дереворез. Хочу показать вам нечто удивительное. Это куксы – кружки, вырезанные из сувеля березы. В Финляндии считают, что они приносят счастье. Их дарят новорожденным детям. А саамы всегда брали куксы с собой в лес, на охоту, в дальние походы.

В Бресте живет народный умелец Василий Ковальчук, который возвел эти изделия в ранг искусства. Надеюсь, что резьба по дереву Василия Ковальчука через N-е количество лет будет украшать российские музеи, а так же частные коллекции ценителей искусства во всём мире!

Солнце в бокале

Его кружки – куксы поражают разнообразием, от них невозможно оторвать глаз. Они идеально гладкие как внутри, так и снаружи. Вся поверхность светится, переливается, как на советских значках с линзовым пластиком. Смотришь на такой значок под одним углом – видишь надпись « 50 лет Октября», под другим – крейсер «Аврора». А в кружках Василия Ковальчука словно спряталось солнце. Но прикол то даже не в этом. Вся фенька в ручке! Присмотритесь и восхититесь! Филигранная резьба по дереву и неповторимые эксклюзивные образы в авторской технике.

Чуть ранее я рассказывал в блоге о творчестве Дмитрия Карасёва, который творит из капа. Эти два дядьки — виртуозы в работе со свилями! Могу смотреть вечно на их творения и восхищаться необыкновенным симбиозом творчества природы и рук человеческих!

То ли кружка, а то ли виденье

В 65 км от Бреста находится Беловежская пуща. Может быть, поэтому ручки кружек мастера украшены животными, которые там живут. Это медведь, рысь, волк, лось, кабан. Присутствуют также головы змей, лягушек, ящериц, хищных птиц. Есть даже кружка с изображением бабы Яги – как же без нее? Животные из других краев представлены моржами и обезьянами.

А еще есть улитки, которые с любопытством заглядывают внутрь кружки – что там? На головах рожки, панцири тоже переливаются. Разве не прелесть?

Все выполнено виртуозно и реалистично. И практично – в ручках есть отверстие для указательного пальца, чтобы из кружки было удобно пить. Только делать этого никто не будет. Это то же самое, что золотым яйцом Фаберже, украшенным сапфирами, колоть орехи.

Душе – отрада, глазам – услада

Василий Ковальчук создает и отдельные деревянные скульптуры, которые могли бы украсить любой интерьер. Это диковинные рыбы, похожие на доисторических целакантов.

Прекрасная ваза из капа с цветком, словно девушка в бальном платье из пенных кружев. Лягушка, которая устала ждать суженого и в отчаянии вылезла из болота повыше:

– Где ты, Иван – царевич, черт бы тебя побрал?

Древесное золото высшей пробы

Секрет такой красоты – в материале. Это березовый кап и сувель, наросты на дереве. Только на капе есть спящие почки, иногда из них вырастают ветки. Изделия из капа можно отличить по острым бугоркам, темным точкам. Сувель более гладкий, и встречается он реже.

Заготовить такой материал нелегко. Его нужно найти в лесу, долго варить, потом сушить. Он очень твердый, трудно поддается обработке. Но это того стоит. После окончательной отделки и финишной пропитки раскрывается вся красота текстуры, и рождается чудо – изделие оживает и сияет, как перламутр. Состав пропитки каждый мастер держит в секрете.

В то время, как космические корабли бороздят просторы Вселенной…

О самом Василии Ковальчуке практически нет никакой информации. Он из поколения людей, которые не дружат с Интернетом. И тут же рождается парадокс, вилка, извечная дилемма. да как не назови, смысл один. Мастер создает уникальные вещи, но вот предложить их он не знает кому. О его творениях никто не знает. В сети есть страница ВК Василия Ковальчука , которая кричит, Блин, посмотрите на мои работы, ведь аналогов то нет, ну, ёперный театр, где же вы заказчики.

А заказчики тем временем роют землю с другой стороны и рады бы найти страницу Ковальчука, да не могут! А проблема в том, что кроме фоток Василий ничего не помещает на своей странице, а надо бы мало малькое описание к каждой фотке и каждой публикации! Надеюсь, прочитав мои слова, Василий Ковальчук прислушается и начнёт несколько по иному представлять свои шедевры в сети! Кстати, такая проблема есть у большинства резчиков. У девятерых из десяти в России.

Винсент Ван Гог, великий нидерландский художник — постимпрессионист, точно так же не думал о славе. Он тихо и спокойно писал свои потрясающие пейзажи, портреты и натюрморты, и никто о нем не знал. А сейчас каждая картина этого художника стоит миллионы долларов. Но в те годы с Интернетом никто не дружил. Его просто не было.

А теперь, в век информации, обидно не знать о людях, которые не на другой планете, а рядом с нами создают рукотворные чудеса из природного материала. Их нужно видеть! Хотя бы для того, чтобы ими любоваться. Или даже купить в дом такую вещь. Предметы искусства – грамотное вложение. Вспомните Ван Гога…

Различие капа, сувели и чаги

Эта статья многим поможет высушить качественный пиломатериал для разного рода увлечений. Ручки, рукоятки для ножей, ножны, вилок, ложек, шкатулки и так далее.

Рекомендация по сушке будет включать в себя не только инструкцию, а и рекомендацию.

Больше всего представляем интерес к качественному, идеальному лесоматериалу по изготовлению редкой вещицы, из так называемой СУВЕЛЬ (свиль) и КАП.

КАП — (образование, ведьмин веник) на стволе дерева, которая представляет собою некоторый сгусток растущей веточки какого-либо нароста. По разрезу виднеется яркая структура. По своеобразной, специфической составляющей, обрабатывается очень сложно. Она, на вид он очень красивая, по качеству — прочная. Ее легко полируют, шлифуют, обрабатывают.

Перламутровым оттенком владеют некоторые участки, выборочно. По своей редкости и изысканности, оценивается очень дорого. Стоимость выше некоторых ювелирных изделий. В некоторых случаях употребляют ее как пиломатериал для сборки мебели, шпона (в целом, употребляется кап, как экзотическая порода древесины). Часто, в продаже можно увидеть ее в виде шкатулки, мелкого украшения (кап березовый), женской заколки.

Редкой красотой владеет рукоятка от ножа по своей структуре, неповторимой текстуре. Все капы разные, повторяющихся не найдете нигде. По размеру, максимум достигает в игровой мяч. На ней ничего не режут, так как забивается текстура. Чтобы не забивалась текстура, на капе запрещается что-то вырезать.

Сувель

СУВЕЛЬ — (свиль) называют нарощение по образу структуры опухоли древесины. Она собою представляет круглый нарост в виде шара на стволе дерева. Бывают такие, что определяются по кольцевой части, они расползаются по периметру. По скорости развития не уступает никакому другому виду. В сравнении, набирает объем в несколько раз быстрее самого растения.

Внутри, содержимое напоминает мрамор или перламутр. По описанному признаку отличают ее от КАПА, главное не спутать ее с сувелью. Прекрасную текстуру, которая переливается на свете, выдавая редчайшую картину природы, проявляется после шлифовки, без дополнительной обработки. По размеру может достигать от полтора метра (1,5 м), до орешка, в диаметре до 2 м. Сувель расходится по всему стволу дерева кольцом.В самом Ватикане закрепленная купель, которая не меньше одного м., в диаметре. Она вырезана с целого, не поврежденного куска натуральной сувели. Много кто сидел на нем и лицезрел небывалую красоту.

Из фотографии видно, что кап не очень, да и вообще не похож на сувель, ведь на первый взгляд, она смеется.

Читать еще:  Герань луговая травянистые растения для открытого грунта

Крепко держит ювелирную резьбу, по тонкости не сравнится ни с чем. Рекомендуется разрезать или целиком пропитать маслом после ошлифовки. В оконцовке оно лишь покрепчает, срок службы увеличится в несколько разов.

Лучшей основой воспринимается комлевая или корневая свиль. Красивая, прекрасная, редчайшая, это лишь пару хороших слов. Изменение редкой, темной прожилки описаным в четко перекрученном годовом кольце, свидетельствует о ценности находки. Это не просто сказка. Ствольная часть сувели тончайшая по текстуре с холодным рисунком, светлой древесины.

Комлевая сувель по крепости чуть-чуть превосходит основную часть по характеристике связанную со строением стволов деревьев. Она очень элегантно шлифуется и полируется. Изнутри светится как янтарь в том случае, если просушить и обработать шлифованным станком, вручную. По цвету, примерно подходит к розовато коричневому, желтому, охристо-коричневому. Кап владеет теми же цветами.

По рисунку заметно подмигивание. Она прекрасна.

Чага — растение похожее на гриб «Трутовик». Относится к семейству трутовых. Она паразитирует на стволе дерева, березы. В основном разрастается на срезанной берёзе, которая растет в зоне степной, или лесостепной. В состав Чаги входят некоторые, важные пигменты неплохо растворяющие водой: полисахариды, кислоты, гуминоподобные, чаги, агарициновые составляющие, органические, клетчатки, липиды. Внутри их: кремний, натрий, алюминий, калий, железо, магний, цинк, кальций, барий, медь.

А как же их сушить? Ниже описанный метод для меленьких кусков подходит больше всего в пределах нормы.

Метод «Запаривание»

Важным является то, что спилить нарост необходимо только в сухое время сезона, в течении года (это период с конца августа до начала сентября).

  • Нужно спилить нарост. Процесс выполняется острой пилой. Объект напоминает камень, придется пилить долго. Кору счищать не нужно. После этой работы, не забудьте смазать дерево краской, да бы остановить соковыделение.
  • Вторым этапом будет нахождение емкости для выварки. Желательно подобрать не нужную кастрюлю. Ведь в процессе выделяются разные консистенции, смолы, из-за которых придется выкинуть посуду. Далее кидаете туда добытые экземпляры. Воды наливать необходимо столько, чтобы прикрыть все сантиметра на два (2 см). По мере кипения и испарения жидкости, по чуть-чуть доливать жидкости.
  • Третей частью будет добывание и добавление слои в наш суп. Задачей будет, довести до триперной солености. Это необходимо для того. чтобы выбрать всю имеющуюся влагу с обрабатываемого предмета. если живете у моря, налейте морскую воду. Так будет быстрее.
  • Для проявления структуры, придания крепости, хорошего запаха, нужно добавить в емкость стружки из сосны или ели. В них содержатся смолы, которых нет у обрабатуемых частях. К тому же, придадим цвет охристо-коричневый, розово-желтый.
  • В процессе вода будет испарятся. Добавлять в жидкости нужно по мере необходимости. Ее подливают ровно столько, сколько хватит до чуть более, чем бы она выкипела. В итоге получим красноватый бульон. Навар сливайте, так как ее будет невозможно вымыть.

Я постарался коротко описать основную часть выварки, важным фактором которого было наличие соли и смолы. Фотографию смотрите далее.

Ниже опубликую процесс просушки в быстром темпе. Она не сложна, но требует внимания. Результат превосходит все ожидания.

Быстрый способ сушки древесины

После того, как мы попарились над огнем около шести, восьми часов (6-8 час), необходимо обратить внимание и на некоторые нюансы.

  • Теперь нам нужно достать из всего, деревяшку, или если их много, деревяхи и положить для просушки. Воду выливайте, если она не нужна больше.
  • Если все стало сухим, вывариваем еще раз в том же духе, но от четырех до шести часов (4-6 час). рекомендую использовать скороварку. Так будет намного быстрее.
  • В перчатках необходимо отодрать кору, если сама не отвалилась, что вероятнее всего.
  • На этом этапе с варкой мы закончили, теперь нужно достать и положить ее где-нибудь. В течении одной или, максимум, двух недель она высохнет. По черствости и крепости не уступает ни кости, ни камню, а по запаху даст понять, что это дерево.
  • В этот период могут возникнуть трещины. Их нужно по мере возникновения зачищать, удалять обработкой.
  • После всей несложной работы можно приступать к изготовлению изделия, например рукояти.

Надеемся на то, что выше описанная рекомендация подошла всем. Если что-то не сошлось, пишите нам, постараемся помочь Вам с любым вопросом.

Творчество

Резьба по капам и сувелям.
Сувель – дерево царское.

Резьбой по дереву я занялся давно, ещё служа на Байконуре. Но сначала у меня были другие увлечения: чеканка, строительство катеров и яхт, походы по Аралу и рекам Средней Азии, гонки по пескам на колесном буере и многое-многое другое. Резьба пришла случайно: иногда, в свободные от боевых дежурств дни, я брал в руки простой перочинный нож и пытался что-нибудь вырезать. Однажды в шутку вырезал портрет приятеля в облике индейца; работа понравилась и самому, и друзьям. А подаренная кем-то книга о ритуальных африканских масках пробудила новый интерес. Маски-шаржи, портретные маски, копии масок народов мира, вырезанные мною из красного дерева любительскими стамесками или всё тем же перочинным ножичком, хранятся сейчас и у меня дома, и в домах моих друзей.

Но моё особое пристрастие – резьба по сувелям и капам, и режу я уже не ручными стамесками, а хорошим электроинструментом. Окончательно обрабатываю изделия с помощью бормашины, а также приходится пользоваться инструментами, которые делаю сам. Это и различные шарошки на пробках, и «грибки» из наждачной бумаги, и полировочные приспособления на основе саморезов, и др. Получается под свою руку и дешевле.
Почему начал резать из сувелей и капов? Да просто пошёл как-то на вернисаж в Измайлово полюбопытствовать и увидел там интересные плошечки и вазы из красивейшего материала. Думал, карельская берёза, а оказалось – обычный березовый кап.
Решил попробовать поработать и с ним. Получилось. Понравилось. Начал экспериментировать. И вот родился свой собственный стиль резьбы – «Виксу».


Заготовка. Березовый сувель.


Березовый кап без коры

Сразу хочу подчеркнуть, что работаю по сувели. Капы мне попадаются редко. В чем их различие? Знатоки говорят, что кап – это нераскрывшиеся почки, такой резервный пучок, созданный деревом про запас. Мол, при засухе или каких-то иных неблагоприятных условиях из этих почек вырастают новые веточки – и дерево спасено…

Однако некоторые учёные, много лет изучающие капы и сувели, придерживаются другого мнения. Да, это нераспустившиеся почки, но всё здесь не так просто. Например, в Пушкинском лесхозе Московской области в своё время были заложены опытные культуры каповой березы из семян от свободного опыления. А в Ивантеевском дендрарии Московской области сохранилось около 60 прививок каповой берёзы в возрасте более 45 лет. Правда, сейчас, думаю, их осталось много меньше. Так что теорию наследования капообразований и даже их вирусное происхождение тоже имеет смысл рассматривать.

Сувели же образуются из плотно переплетённых годовых слоёв дерева. Этим и объясняется их свилеватость и неповторимая, уникальная текстура. Бывают они совсем маленькие и огромных размеров, доходящие иногда до двух и более метров в обхвате. Вообще, сувель можно найти на любом дереве: на березе, клёне, рябине, грецком орехе, ясене, на культурных деревьях, но мне особенно близок березовый, с его неповторимой текстурой, удобством в обработке. Он всегда с загадкой. Никогда не узнаешь заранее, какой рисунок «вылезет» при обработке, какие сюрпризы тебя ожидают.

Часто спрашивают, почему мой стиль резьбы называется «Виксу». Это же очень просто: Виктор Суднов или, если хотите, Виктория сувелям. В чём суть этого стиля? Семь элементов резьбы, как семь нот, семь цветов радуги, – вот его простая составляющая. Но за этой простотой лежит некая магия числа семь и огромный труд с ошибками и удачами, победами и поражениями.

Да, я использую для создания своих изделий только семь элементов резьбы: лист, перевязка, шар (полусфера), ребро жесткости, протяжка, украшение дна и внутренний лист-завиток. Сочетание этих элементов позволяет выгодно подчеркнуть текстуру дерева и даёт возможность создавать множество разнообразных и, в общем-то, неповторимых вещей. Ведь у сувелей, как и у подушечек пальцев, никогда не повторяется рисунок.
Даже если вдруг захочется сделать копию какой-нибудь особо полюбившейся работы – ничего не получится. Все они в единственном экземпляре, и в этом их прелесть, ни одна работа не повторяется, хотя некоторая похожесть всё же просматривается. Но ведь это стиль такой. Меня по нему и узнают…

А вот вы, например, слышали, что сувель на Руси издревле называли царским деревом? Простолюдину, который без высочайшего на то позволения срубал дерево с сувелем или капом, отрубали руку. И хотя скорее всего это лишь легенда, но все резчики, работающие с таким потрясающим материалом, верят в неё безоговорочно. Ведь это воистину уникальная вещь. Да и само слово, посмотрите, как красиво звучит: СУВЕЛЬ.

Из сувели можно вырезать всё: хлебницы и конфетницы, настенные панно и тарелки, подносы и часы, сигаретницы, ножи для бумаг и ручки охотничьих ножей, фигурки зверюшек, бижутерию… Очень благодарный материал, любимый…
И работаю я с ним с огромным удовольствием. Ведь как бывает – сидит человек на своём рабочем месте и думает: «Как же всё надоело, побыстрей бы домой убежать». А я думаю: «Как бы побыстрее в мастерскую, к своим сувелям…»

Уже почти семь лет я работаю с этим материалом. Никто меня не учил, и до всего приходилось доходить самому, методом проб и ошибок. Сколько стамесок поломано (ведь сувель очень прочный и твёрдый материал), сколько было порезов и травм – не перечесть. Зато теперь могу даже лекцию прочитать и по инструменту, и по технике безопасности…

С чего нужно начинать работу? Со знакомства с лесниками. Они, как никто, знают свой лес, и все деревья у них наперечёт. Ведь, когда идут лесозаготовки, куски деревьев с капами и сувелями просто сжигают, это – брак, негодный материал. А если у вас есть знакомый лесник, то он этот брачок с живого дерева спилит, место спила замажет варом и принесет вам за определённую плату.
Если же хотите начать заготавливать сувели сами, в лес лучше идти в апреле. Листьев на деревьях ещё нет, лес просматривается великолепно. А главное – с апрельских сувелей и капов очень хорошо снимается кора. Да и бродить по лесу в апреле гораздо приятнее, чем в зимние холода.

Храню я свои заготовки на балконе в шкафу или в гараже. Если они сырые, регулярно перекладываю их с места на место, проветриваю. Когда для определенного заказа попадается подходящий сувель, приступаю к подготовительному этапу работы, то есть просто варю его в большой ёмкости несколько дней. Если нужно изменить цвет заготовки, добавляю берёзовую кору, которую заготавливаю впрок, снимая с упавших, погибших деревьев. Интенсивность цвета зависит от времени варки: чем дольше варишь, тем цвет становится темнее.
С вываренного сувеля кора легко снимается стамесками или простой плоской отвёрткой. Но я для этой цели использую электростамески. Ведь живём уже в ХХI веке…

Работу над своими изделиями я разделил на два этапа: начальный – резьба по сырому сувелю и окончательная отделка уже сухого изделия.
Начинаю работу с выбора формы изделия. Как правило, форму диктует сама заготовка. Но бывает, заказчик просит что-то своё, вполне определённое, тогда идёшь наперекор природе материала и уступаешь вкусам заказчика. Иногда в заготовке попадаются различные дефекты: гниль, сколы, вкрапления коры – тогда тоже форму будущего изделия приходится немного видоизменять.

Основной, главный элемент стиля «Виксу» – это лист. Но прежде, чем начать работу над этим и другими элементами резьбы, я делаю выборку ямки вверху центральной части заготовки и удаляю лишнюю древесину с низа заготовки. Раньше эти работы приходилось выполнять с помощью стамесок № 8 и 10. Сейчас же с огромным удовольствием использую электрошабер с набором специальных стамесок и электрорубанок. Для создания большей глубины изделия работаю клюкарзой. Затем намечаю места остальных элементов: перевязки, листа-завитка, боковых полусфер (шара), ребер жесткости, выпуклой овальной протяжки…

Конечно, можно не использовать все элементы стиля в одной работе (особенно, если изделие маленькое), но на больших, объёмных работах все семь элементов выглядят гармонично, подчёркивая форму и красоту текстуры выбранного материала. Работа «по сырому» длится не один день, поэтому, откладывая начатую заготовку «на завтра», каждый раз смачиваю её водой и упаковываю в полиэтиленовый пакет…

После того как работа над композиционной составляющей изделия закончена, и все элементы резьбы нашли в нем своё место, его нужно высушить в течение 10 – 12 дней.
Плотно завернув изделие в 2 – 3 слоя газеты, сушу его сначала в полиэтиленовом пакете, а затем и без него, на тёплой батарее зимой, а летом – на улице на солнце. Газеты приходится менять на сухие два раза в день – утром и вечером. После сушки изделия приступаю к его отделке: шлифовке и полировке. Использую разнообразные фрезы и бормашину с насадками собственного изготовления. Но окончательная «доводка» – конечно же руками. Ведь только тактильный контакт даёт возможность мастеру полнее ощутить материал и вложить в него всю свою энергетику и душу.

Заключительный этап работы – лакирование и полировка. У каждого резчика свои пристрастия, свои излюбленные материалы и приёмы. Раньше я только восковал свои изделия, но воск непрочен, а они должны служить людям, это не только декоративные, но ещё и прикладные вещи, а чтобы ими можно было пользоваться, нужно их защитить. Сейчас рынок предлагает самые разные лаки и защитные материалы. Выбирай любой.

Свои законченные вещи я часто демонстрирую на выставках. Много их в частных коллекциях у нас и за рубежом. Их с удовольствием покупают для подарков.

В 2007 году при поддержке Московской Палаты ремёсел организовал школу-студию «Сувель». За консультацией и помощью ко мне обращаются любители резьбы из всех городов России. Со всеми стараюсь поделиться опытом, помогаю, чем могу, и сам учусь: ведь у каждого резчика есть что-то своё, интересное, наработанное годами, своя «фишка».
Думаю, пока глаза видят, а руки делают, смогу ещё поработать и передать свои знания другим. Было бы здоровье…


Занятия в школе-студии «Сувель».

Обучаю резьбе по капам и сувелям.
Занятия проходят на юго-западе Москвы, недалеко от метро Теплый Стан.
Хотите научиться делать такие вещи?
Приходите на занятия.

Запись по тел. 8 495 337-76-03;
8 917 534-38-70 и 8 903-831-87-46
Вся необходимая информация на http://viksu.ru

Суднов Виктор Петрович, участник международных, региональных и московских выставок.
Член Международной ассоциации «Союз дизайнеров» и Московской Палаты ремёсел.

Кап («ведьмин веник») и Сувель («свиль»). Отличия и сходства

Дерево является одним из наиболее распространенных растений на земле.

Природа несказанно щедра, раз подарила человеку не только возможность любоваться красотой стволов, листьев, но и извлекать из древесины практическую пользу, ведь уже на протяжении нескольких тысяч лет люди используют деревянные изделия в своем обиходе, строя дома, лодки, изготавливая мебель и домашнюю утварь, производя музыкальные инструменты, поделки, прочее.

На сегодняшний день не существует материала, способного полностью заменить чудесные природные свойства древесины, поскольку ее плотность, цвет, фактура, рисунок текстуры и оттенки в каждом случае уникальны.

Природная неповторимость древесного узора особо проявляется в капе и сувели (шарообразных или каплевидных наростах на деревьях), которые ученые мужья определили как болезни.

Эти образования создают внутри ствола или корня сложный, фееричный рисунок древесных волокон, состоящий из переплетения цветных линий, пятен, вкраплений, плавно перетекающих друг в друга, которые и формируют, таким образом, узор особой красоты. Благодаря богатству красок и линий, и кап, и сувель являются превосходным природным материалом для производства различных поделок, украшений, предметов интерьера, поскольку обладают и эксклюзивной текстурой (в природе невозможно найти два одинаковых узора), и особой прочностью, и долговечностью.

Давайте попробуем определить, чем же отличаются между собой кап и сувель, и что между ними общего.

Кап (капокорень или как его еще называют в народе «ведьмин веник») – это округлое доброкачественное образование на стволе или ветви с большим количеством древесных узелков. Кап как раз и отличается от сувели тем, что имеет на своей внешней стороне множество шишечек, которые создаются благодаря придаточным и спящим почкам. Эти образования имеют вид темных шипов и бугорков, отчего часто на капе можно наблюдать растущие прямо из него мелкие побеги и веточки.

По мнению одних ученых кап на дереве возникает в результате резкого побочного влияния, повлекшего изменения в развитии растения, то есть он может иметь как естественную, так и антропогенную причину появления. Другие научные работники считают, что появление безобразной опухоли на дереве может быть наследственным уродством.

Встречается кап преимущественно на деревьях лиственных пород, таких как дуб, липа, клен, ольха, тополь, орех, но чаще всего его можно отыскать на березе.

Замечено, что в среднем на одно дерево с капом приходится от трех до пяти тысяч деревьев без такового образования, поэтому отыскать хороший кап (в отличие от сувели) довольно непросто.

Чаще всего на деревьях встречается прикорневой кап, который может быть просто гигантских размеров.

Как правило, капокорень имеет внутри неярко выраженную текстуру и слабый по контрасту цветов рисунок.

Кап, образованный на ветке, часто имеет форму неправильного шара и, в отличие от капокорня, его внутренняя текстура на поперечном разрезе пестрит узорами с сердцевинами сучков и имеет своеобразную «игольчатую» структуру в виде мелкого орнамента с черточками и точками. Внутренние волокна древесины переплетаются между собой в различных направлениях, создавая живописный рисунок, а вкрапления из спящих почек делают фактуру еще более богатой, поэтому кап чаще всего применяют как элемент декора при изготовлении различных поделок, рукояток ножей, прикладов ружей, оригинальной посуды, а также сувениров.

В обработке, благодаря сильной плотности своей текстуры и огромного числа сучков, кап непрост, но при этом он прекрасно шлифуется и полируется.

Основной цвет внутренней текстуры капа – это различные оттенки черного или коричневого цветов, охры. Даже если взять две половинки одного и того же капа, они все равно будут отличаться и цветом, и рисунком узора, поскольку структура нароста неоднородна.

Древесина у капа прочнее, чем у сувели, и процентов на пятьдесят – семьдесят крепче, чем у дерева, на котором он образовался.

Из капа производят также мелкие изделия: шкатулки, портсигары, заколки, сережки, браслеты, мелкие украшения.

Создавать резной узор на капе не имеет смысла, поскольку фактура и текстура древесины красива сама по себе.

Образование сувели вызвано болезнью дерева (раком), и она чаще всего представляет собой скрученный и сплетенный в комок нарост, отчего ее также называют свилем.

Обычно свиль растет в два – три раза быстрее самого дерева и имеет каплевидную или шарообразную форму, расположенную вокруг ствола или ветви. Главное отличие сувели от капа заключается в том, что она образуется не из спящих почек, а благодаря сложному переплетению изогнутых в разные стороны годовым кольцам (откуда и произошло название свиль). По этому признаку шишки на дереве легко отличить друг от друга.

Наросты (особенно на березе) встречаются довольно часто, хотя до конца причина их образования не изучена. Предположительно положить начало образованию свили может грибок или механическое повреждение коры дерева.

Сувель в народе еще называют древесной костью, поскольку ее срез напоминает разводы мрамора (с такими же переливами и лучевым сечением), а тонкие части просматриваются насквозь и внешне похожи на кость. Но плотность тканей, как было уже сказано выше, у сувели меньше, чем у капа, поэтому ее древесина является менее прочной.

Нарост сувели может вырастать до гигантских размеров (к примеру, в Ватикане находится купель, вырезанная из цельного куска дерева). Однако, чем свиль мельче, тем насыщеннее и ярче рисунок внутри, правда, узор с элементами орнамента в любом случае будет более мягким (без обязательных для капа узоров в виде «шипов» и «иголок»).

Внутренняя текстура сувели имеет нежный перламутровый оттенок, причем расцветка каждого может сильно различаться и содержать белый, желтый (напоминающий цвет янтаря), а также коричневый, розоватый и зеленый цвета. Оттенок сувели зависит от места произрастания дерева и способов ее сушки.

Сувель можно образовать и самому. Для этого достаточно перетянуть ствол или ветвь дерева проволокой. На месте перетяжки вскоре появится выпуклое образование, созданное годовыми кольцами.

Сувель также отлично поддается обработке, хорошо шлифуется, полируется, а ее перламутровый срез, напоминающий мрамор, играя разводами, имеет неповторимую текстуру и как бы светится изнутри.

Безусловно, определить по виду сувели, насколько будет красивым рисунок, невозможно, но чем корявее и крученее нарост выглядит внешне, тем богаче будет его текстура и узор внутри.

Наиболее ценной считается корневая (комлевая) часть сувели. Она представляет интерес для резчиков по дереву, художников, производителей ножей, скульпторов и краснодеревщиков, которые выбирают этот материал за эксклюзивность рисунка на срезе, высокую прочность, устойчивость к гниению и уникальную способность к обработке.

Поиск и подготовка наростов

Естественно, что искать выпуклости на дереве необходимо в лесу. При этом многие путают кап и свиль с похожим на них грибом Инонотус скршенный (лат. Inonotus obliquus), который чаще всего обитает на березе и называется чагой или черным березовым грибом.

Необходимо научиться определять, где гриб, а где нарост.

Спиливать свиль и кап лучшего всего осенью (в сентябре – октябре), когда деревья приостанавливают естественное движение сока и начинают подготовку к зиме.

Необходимо помнить, что без хорошей пилы сувель или кап, особенно если они весьма корявые, спилить непросто, поэтому эту работу лучше всего производить с помощью бензопилы, но следует учитывать, что цепи инструмента из-за особой прочности нароста быстро тупятся.

Если бензопилы нет, придется работать ручной пилой, но она должна иметь остро отточенные, с хорошим разводом зубчики, чтобы мастер не мучил ни себя, ни дерево и зря его не ранил.

Во избежание образования нежелательного для дерева дупла место среза необходимо сразу же замазать садовым варом либо закрасить масляной краской или залепить глиной.

При обнаружении массивного капокорня необходимо помнить, что его срез чреват для дерева серьезными последствиями, и в результате нанесенной травмы оно может погибнуть.

Все вышеперечисленные свойства и капа, и свиля возносят эти уникальные материалы на вершину ценности среди прочих пород древесины, поскольку применяются они как в отделке различных предметов утилитарного назначения, так и в производстве украшений, мелкой пластики и посуды.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×