Semka-dreva.ru

Выращивание и уход за растениями
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Резьба по капу и сувели

Творчество

Резьба по капам и сувелям.
Сувель – дерево царское.

Резьбой по дереву я занялся давно, ещё служа на Байконуре. Но сначала у меня были другие увлечения: чеканка, строительство катеров и яхт, походы по Аралу и рекам Средней Азии, гонки по пескам на колесном буере и многое-многое другое. Резьба пришла случайно: иногда, в свободные от боевых дежурств дни, я брал в руки простой перочинный нож и пытался что-нибудь вырезать. Однажды в шутку вырезал портрет приятеля в облике индейца; работа понравилась и самому, и друзьям. А подаренная кем-то книга о ритуальных африканских масках пробудила новый интерес. Маски-шаржи, портретные маски, копии масок народов мира, вырезанные мною из красного дерева любительскими стамесками или всё тем же перочинным ножичком, хранятся сейчас и у меня дома, и в домах моих друзей.

Но моё особое пристрастие – резьба по сувелям и капам, и режу я уже не ручными стамесками, а хорошим электроинструментом. Окончательно обрабатываю изделия с помощью бормашины, а также приходится пользоваться инструментами, которые делаю сам. Это и различные шарошки на пробках, и «грибки» из наждачной бумаги, и полировочные приспособления на основе саморезов, и др. Получается под свою руку и дешевле.
Почему начал резать из сувелей и капов? Да просто пошёл как-то на вернисаж в Измайлово полюбопытствовать и увидел там интересные плошечки и вазы из красивейшего материала. Думал, карельская берёза, а оказалось – обычный березовый кап.
Решил попробовать поработать и с ним. Получилось. Понравилось. Начал экспериментировать. И вот родился свой собственный стиль резьбы – «Виксу».


Заготовка. Березовый сувель.


Березовый кап без коры

Сразу хочу подчеркнуть, что работаю по сувели. Капы мне попадаются редко. В чем их различие? Знатоки говорят, что кап – это нераскрывшиеся почки, такой резервный пучок, созданный деревом про запас. Мол, при засухе или каких-то иных неблагоприятных условиях из этих почек вырастают новые веточки – и дерево спасено…

Однако некоторые учёные, много лет изучающие капы и сувели, придерживаются другого мнения. Да, это нераспустившиеся почки, но всё здесь не так просто. Например, в Пушкинском лесхозе Московской области в своё время были заложены опытные культуры каповой березы из семян от свободного опыления. А в Ивантеевском дендрарии Московской области сохранилось около 60 прививок каповой берёзы в возрасте более 45 лет. Правда, сейчас, думаю, их осталось много меньше. Так что теорию наследования капообразований и даже их вирусное происхождение тоже имеет смысл рассматривать.

Сувели же образуются из плотно переплетённых годовых слоёв дерева. Этим и объясняется их свилеватость и неповторимая, уникальная текстура. Бывают они совсем маленькие и огромных размеров, доходящие иногда до двух и более метров в обхвате. Вообще, сувель можно найти на любом дереве: на березе, клёне, рябине, грецком орехе, ясене, на культурных деревьях, но мне особенно близок березовый, с его неповторимой текстурой, удобством в обработке. Он всегда с загадкой. Никогда не узнаешь заранее, какой рисунок «вылезет» при обработке, какие сюрпризы тебя ожидают.

Часто спрашивают, почему мой стиль резьбы называется «Виксу». Это же очень просто: Виктор Суднов или, если хотите, Виктория сувелям. В чём суть этого стиля? Семь элементов резьбы, как семь нот, семь цветов радуги, – вот его простая составляющая. Но за этой простотой лежит некая магия числа семь и огромный труд с ошибками и удачами, победами и поражениями.

Да, я использую для создания своих изделий только семь элементов резьбы: лист, перевязка, шар (полусфера), ребро жесткости, протяжка, украшение дна и внутренний лист-завиток. Сочетание этих элементов позволяет выгодно подчеркнуть текстуру дерева и даёт возможность создавать множество разнообразных и, в общем-то, неповторимых вещей. Ведь у сувелей, как и у подушечек пальцев, никогда не повторяется рисунок.
Даже если вдруг захочется сделать копию какой-нибудь особо полюбившейся работы – ничего не получится. Все они в единственном экземпляре, и в этом их прелесть, ни одна работа не повторяется, хотя некоторая похожесть всё же просматривается. Но ведь это стиль такой. Меня по нему и узнают…

А вот вы, например, слышали, что сувель на Руси издревле называли царским деревом? Простолюдину, который без высочайшего на то позволения срубал дерево с сувелем или капом, отрубали руку. И хотя скорее всего это лишь легенда, но все резчики, работающие с таким потрясающим материалом, верят в неё безоговорочно. Ведь это воистину уникальная вещь. Да и само слово, посмотрите, как красиво звучит: СУВЕЛЬ.

Из сувели можно вырезать всё: хлебницы и конфетницы, настенные панно и тарелки, подносы и часы, сигаретницы, ножи для бумаг и ручки охотничьих ножей, фигурки зверюшек, бижутерию… Очень благодарный материал, любимый…
И работаю я с ним с огромным удовольствием. Ведь как бывает – сидит человек на своём рабочем месте и думает: «Как же всё надоело, побыстрей бы домой убежать». А я думаю: «Как бы побыстрее в мастерскую, к своим сувелям…»

Уже почти семь лет я работаю с этим материалом. Никто меня не учил, и до всего приходилось доходить самому, методом проб и ошибок. Сколько стамесок поломано (ведь сувель очень прочный и твёрдый материал), сколько было порезов и травм – не перечесть. Зато теперь могу даже лекцию прочитать и по инструменту, и по технике безопасности…

С чего нужно начинать работу? Со знакомства с лесниками. Они, как никто, знают свой лес, и все деревья у них наперечёт. Ведь, когда идут лесозаготовки, куски деревьев с капами и сувелями просто сжигают, это – брак, негодный материал. А если у вас есть знакомый лесник, то он этот брачок с живого дерева спилит, место спила замажет варом и принесет вам за определённую плату.
Если же хотите начать заготавливать сувели сами, в лес лучше идти в апреле. Листьев на деревьях ещё нет, лес просматривается великолепно. А главное – с апрельских сувелей и капов очень хорошо снимается кора. Да и бродить по лесу в апреле гораздо приятнее, чем в зимние холода.

Храню я свои заготовки на балконе в шкафу или в гараже. Если они сырые, регулярно перекладываю их с места на место, проветриваю. Когда для определенного заказа попадается подходящий сувель, приступаю к подготовительному этапу работы, то есть просто варю его в большой ёмкости несколько дней. Если нужно изменить цвет заготовки, добавляю берёзовую кору, которую заготавливаю впрок, снимая с упавших, погибших деревьев. Интенсивность цвета зависит от времени варки: чем дольше варишь, тем цвет становится темнее.
С вываренного сувеля кора легко снимается стамесками или простой плоской отвёрткой. Но я для этой цели использую электростамески. Ведь живём уже в ХХI веке…

Работу над своими изделиями я разделил на два этапа: начальный – резьба по сырому сувелю и окончательная отделка уже сухого изделия.
Начинаю работу с выбора формы изделия. Как правило, форму диктует сама заготовка. Но бывает, заказчик просит что-то своё, вполне определённое, тогда идёшь наперекор природе материала и уступаешь вкусам заказчика. Иногда в заготовке попадаются различные дефекты: гниль, сколы, вкрапления коры – тогда тоже форму будущего изделия приходится немного видоизменять.

Основной, главный элемент стиля «Виксу» – это лист. Но прежде, чем начать работу над этим и другими элементами резьбы, я делаю выборку ямки вверху центральной части заготовки и удаляю лишнюю древесину с низа заготовки. Раньше эти работы приходилось выполнять с помощью стамесок № 8 и 10. Сейчас же с огромным удовольствием использую электрошабер с набором специальных стамесок и электрорубанок. Для создания большей глубины изделия работаю клюкарзой. Затем намечаю места остальных элементов: перевязки, листа-завитка, боковых полусфер (шара), ребер жесткости, выпуклой овальной протяжки…

Конечно, можно не использовать все элементы стиля в одной работе (особенно, если изделие маленькое), но на больших, объёмных работах все семь элементов выглядят гармонично, подчёркивая форму и красоту текстуры выбранного материала. Работа «по сырому» длится не один день, поэтому, откладывая начатую заготовку «на завтра», каждый раз смачиваю её водой и упаковываю в полиэтиленовый пакет…

После того как работа над композиционной составляющей изделия закончена, и все элементы резьбы нашли в нем своё место, его нужно высушить в течение 10 – 12 дней.
Плотно завернув изделие в 2 – 3 слоя газеты, сушу его сначала в полиэтиленовом пакете, а затем и без него, на тёплой батарее зимой, а летом – на улице на солнце. Газеты приходится менять на сухие два раза в день – утром и вечером. После сушки изделия приступаю к его отделке: шлифовке и полировке. Использую разнообразные фрезы и бормашину с насадками собственного изготовления. Но окончательная «доводка» – конечно же руками. Ведь только тактильный контакт даёт возможность мастеру полнее ощутить материал и вложить в него всю свою энергетику и душу.

Заключительный этап работы – лакирование и полировка. У каждого резчика свои пристрастия, свои излюбленные материалы и приёмы. Раньше я только восковал свои изделия, но воск непрочен, а они должны служить людям, это не только декоративные, но ещё и прикладные вещи, а чтобы ими можно было пользоваться, нужно их защитить. Сейчас рынок предлагает самые разные лаки и защитные материалы. Выбирай любой.

Свои законченные вещи я часто демонстрирую на выставках. Много их в частных коллекциях у нас и за рубежом. Их с удовольствием покупают для подарков.

В 2007 году при поддержке Московской Палаты ремёсел организовал школу-студию «Сувель». За консультацией и помощью ко мне обращаются любители резьбы из всех городов России. Со всеми стараюсь поделиться опытом, помогаю, чем могу, и сам учусь: ведь у каждого резчика есть что-то своё, интересное, наработанное годами, своя «фишка».
Думаю, пока глаза видят, а руки делают, смогу ещё поработать и передать свои знания другим. Было бы здоровье…


Занятия в школе-студии «Сувель».

Обучаю резьбе по капам и сувелям.
Занятия проходят на юго-западе Москвы, недалеко от метро Теплый Стан.
Хотите научиться делать такие вещи?
Приходите на занятия.

Запись по тел. 8 495 337-76-03;
8 917 534-38-70 и 8 903-831-87-46
Вся необходимая информация на http://viksu.ru

Суднов Виктор Петрович, участник международных, региональных и московских выставок.
Член Международной ассоциации «Союз дизайнеров» и Московской Палаты ремёсел.

Сувель

Сувель (свиль) — как ясно из названия, нарост получил название из-за своей структуры. «Витая структура»,

это ещё мягко сказано. Сувель представляет собой каплевидный или шарообразный нарост на дереве (также есть кольцевая разновидность, охватывает ствол дерева по периметру), растет обычно быстрее самого дерева раза в 2-3. При распиле имеет текстуру близкую по рисунку к мрамору и перламутру (это основной признак отличия от капа; в будущем не путать сувель и кап). Наличие перламутровых разводов на отшлифованном дереве создают прекрасную переливающуюся, светящуюся изнутри картину. Свиль также плохо обрабатывается, как и кап, но не так тяжело. Размер варьируется от размера ореха до 1,5 метров в высоту (сам такой видел на берёзе ) и до 2 метров в диаметре (кольцевая сувель, охватывала ствол дерева полностью).

В Ватикане стоит купель значительно больше метра в диаметре, вырезанная из единого куска сувели. Сам сидел однажды в кресле, вырезанном из сувели. Прекрасно держит тонкую резьбу, но резать сувель не рекомендуется. Лучше отшлифовать и покрыть лаком (пропитать маслом). Изделие только от этого выиграет.

Наиболее ценной считается корневая или комлевая свиль. Наличие тёмных прожилок и четко выраженных перекрученных годовых колец. Это сказка. КРАСИВО, этим всё сказано. Ствольная сувель отличается более тонкой текстурой и более тонким «морозным» рисунком. И более светлой древесиной. По прочности комлевая сувель немного превосходит ствольную из-за особенности строения ствола дерева. Сувель прочна, красива, легко полируется и шлифуется. Хорошо просушенная и обработанная начинает «светиться» изнутри (при грамотной пропитке маслами дерево становиться похожим на янтарь и даже немного прозрачным). Обычно имеет цвет от нежно-жёлтого или розовато-коричневого до совсем охристо-коричневого. Всё зависит от условий и времени сушки. Кап имеет те же цвета.

Как видно, сувель на кап не похож совершенно.

Чага — это гриб (не путать с грибом-трутовиком) и он нам не нужен для наших целей.

Заготовка

Где искать наросты. Естественно в лесу. НО! Определённых мест произрастания нет, они растут спонтанно, и самые красивые наросты найдёт самый глазастый и настырный. Это занятие сродни охоте за грибами — кто больше и дальше обегал лес, тому и больше досталось.

Спиливаем нарост. Делаем это острой пилой. Иначе пилить замучаешься, и дерево начнёт лохматиться. Кору не счищаем.

Выделяю красным:

    Если нарост является «стволообъемлющим» или капокорнем, то правильнее воздержаться от его спиливания — дерево может погибнуть. Подобные капы и свили желательно приобретать при легальных лесозаготовках, когда дерево все равно обречено.

Спиливать наросты желательно в сухое время года, идеально в коце августа, начале сентября, до начала сокодвижения.

  • Не забываем замазать срез на дереве масляной краской или воском, или чем-то подобным.
  • Сушка

    Итак, как сушить? Методом «запаривания». Сразу скажу что этот метод подходит для небольших кусков дерева: где-то в половину футбольного мяча или небольшого поленца.

      Берём ненужную кастрюлю (ведро), и кидаем туда деревяку. Кастрюлю нужно брать именно ненужную, так как в процессе варки образуется весьма хитрый отвар, который потом отмывать очень хлопотно. Лучше деревяку почистить от всяких лохмотьев бересты и других хрупких и болтающихся цастиц — всё равно отвалятся.

    Я рассматриваю именно берёзовый нарост, как наиболее доступный и красивый. Остальные наросты варят по той-же технологии. Полено соответственно чистят от всякого мусора и хрупких частиц. Наливаем воду. Это удобно делать гранёным стаканом (в нём 250 мл). Вода должна накрывать деревяку примерно на сантиметр-два. Дерево, естественно, всплывает, но прижмем ко дну и всё увидим. Воду наливать без разницы какую, холодную или горячую — всё равно закипит. В кастрюльку можно накидать деревяк сколько не жалко, важен объём отдельной деревяки, а не суммарный объём девесины.

    Берём поваренную соль, какую не жалко. Не суп варим. На литр воды сыпем 2 большие столовые ложки
    с верхом соли. Можно и больше, сколько не жалко, ничего страшного, переборщить невозможно. Главное чтоб вода была приторно соленой. Можно использовать морскую чистую воду (именно чистую, а то будет противно пахнуть тиной). Соль будет тянуть соки из дерева, но дерево не пропитает.

    Находим опилок смолистых пород древесины. Ель, сосна, проще всего достать. Берем пилу: и вперёд. Нам нужно две мощных горсти опилок (опилки загребаем двумя руками). Именно опилок, а не стружек от простого ручного рубанка. Стружки подойдут от электрорубанка (можно раздобыть на ближайшей лесопилке или настрогать самому). Я их всегда и использую. Они достаточно мелкие и их обычно можно много и легко получить. Чем больше смолы в опилках, тем лучше. И чем мельче опилки, тем лучше. Засыпаем в кастрюлю. Опилки придадут сувели приятный охристый цвет. От нежно розово-жёлтого до охристо-коричневого. А также смолы добавят древесине прочности и проявят текстуру.

    Когда вода закипит, убавляем огонь и оставляем кипящим на 6-8 часов, можно и побольше, на сколько хватит терпения. Если кастрюлька большая, то можно и не убавлять пламя, пусть вода бурлит и пузыриться. Но смотреть нужно, чтоб вода не выкипела полностью. Соль, опилки, температура и время сделают свою дело. Воду подливаем по мере необходимости. В процессе варки образуется красный «бульончик». И накипь. Накипь лучше сразу удалять. Она отмывается очень сложно.

    Прошло 6-8 часов (в зависимости от размеров куска дерева). Вынимаем деревяку. Промываем под струёй воды от опилок. Воду из кастрюли
    вываливаем за ненужностью, но можно оставить и на следующий раз, если есть где хранить. Но выливать воду проще. Нарост закидываем
    на шкаф, ничем на оборачивая. На сутки-двое, пусть остынет.

    Процесс варки и сушки повторяем 2-4 раза в зависимости от объёма деревяки. Для ускорения процесса можно использовать скороварку. Время снижается до 4-6 часов.

    При последней варке нужно шустро ободрать кору, пока дерево горячее. Хотя она сама должна к этому времени отвалиться. Осторожно. Горячо. Используйте перчатки!

    Закидываем на шкаф на неделю-две. Дерево в принципе уже высохло, но пусть уйдёт оставшаяся влага. Дерево ‘»ривыкнет» к атмосфере. После окончательной просушки дерево станет похожим на кость, и его можно будет резать, пилить, шлифовать. Запаха постороннего никакого не будет. Будет пахнуть только деревом.

    В процессе ускоренной сушки древесины нужно помнить, что могут отразоваться небольшие трещины, и поэтому нужно давать
    припуск на их удаление в последующей обработке.

    Ещё раз напоминаю, что большие куски так сушить нельзя. Треснут. Обязательно. Проверено.

  • После окончательного привыкания дерева к атмосфере, выполняем из него изделие. Пропитывать сувель и кап желательно маслом, и, если
    есть желание, то и воском тоже. Дерево проявит текстуру, «заиграет», что называется, проявиться вся его внутренняя красота.
  • Если возникнут вопросы или какие-то уточнения по поводу вышеописанной технологии, отвечу по мере сил и возможностей.

    Резьба по капу и сувели

    Участников: 0
    Гостей: 58

    далее.

    Персональная зона
    Забыли пароль?

    Регистрация!

    Google Search

    Счетчик

    Идея дня. : Кап, сувель. Заготовка, сушка, свойства.
    Написал Gagarin в 02/10/2006 10:43:38 ( 110943 прочтений )

    Кап, сувель. Заготовка, сушка, свойства.

    Автор данного материала — большой специалист в художественной обработке древесины (и не только древесины), уже знакомый нам по резному Пасхальному яйцу Сергей из Подмосковья. Сегодня Сергей раскроет читателям секрет быстрой сушки таких редких и интересных материалов, как кап и сувель. Информация очень редкая и полезная. Читаем .

    Итак для начала определимся с некоторыми понятиями.
    КАП — (он же ведьмин веник) это доброкачественное образование на дереве представляющий собой пучок тонких веточек растущих из каплевидного (чаще всего) нароста. При поперечном разрезе имеет текстуру с ярко выраженными сердцевинами сучков. Обрабатывается сложно из-за сильно свилеватой текстуры и огромного количества сучков. Крайне красив, прочен, прекрасно шлифуется и полируется.
    Отдельные многочисленные участки обладают перламутровым отливом. Большого промышленного значения не имеет, но цениться весьма дорого из-за своей красоты. Если и используется в промышленности, то только в виде шпона для отделке мебели (в основном используется кап экзотических пород деревьев), также производства мелких изделий типа шкатулок, портсигаров,женских заколок, мелкие украшения (кап берёзы). Использование на рукоятках ножей считается хорошим вкусом, а также цениться резчиками по дереву за неповторимую текстуру.
    Нельзя найти два одинаковых куска капа, даже половинки распиленного капа имеют разный рисунок, настолько неоднороден нарост. Растет на многих деревьях (липа, ольха, берёза, клён, дуб и т.п.) но наиболее ценным и красивым является берёзовый (из произрастающих в наших широтах). Нарост обычно небольшой, максимум размером с мяч волейбольный или с большую тарелку.
    Резать на капе какой-то узор не имеет смысла, так как всё забивает текстура.
    На фото представлен берёзовый кап. К сожелению я не смог раздобыть разрез именно берёзового капа(эти снимки я делал рядом с отделением родной милиции и как понимаете, спилить мне там ничого не дали бы. Но я изловчился и нашол кап ясеня, по текструре большинство капов сходны и отличаются только цветом и размерами серцевинок сучков. Глядим:

    СУВЕЛЬ — (она же свиль) Как ясно из названия нарост получил название из-за своей структуры (витая структура, это ещё мягко сказано). Сувель представляет собой каплевидный или шарообразный нарост на дереве (также есть кольцевая разновидность, охватывает ствол дерева по периметру), растет обычно быстрее самого дерева раза в 2-3. При распиле имеет текстуру близкую по рисунку к мрамору и перламутру (это основной признак отличия от КАПА, в будущем не путать сувель и кап).
    Наличие перламутровых разводов на отшлифованном дереве создают прекрасную переливающуюся, светящуюся изнутри картину. Свиль также плохо обрабатывается, как и кап, но не так тяжело. Размер варьируется от ореха до 1,5 метров высотой (сам такой видел на берёзе ) и до 2 метров в диаметре (кольцевая сувель, охватывала ствол дерева полностью). В Ватикане стоит купель значительно больше метра в диаметре, вырезанная из единого куска сувели. Сам сидел однажды в кресле вырезанном из сувели. Прекрасно держит тонкую резьбу, но резать сувель не рекомендуется. Лучше отшлифовать и покрыть лаком (пропитать маслом). Изделие только от этого выиграет.
    Наиболее ценной считается корневая или комлевая свиль. Наличие тёмных прожилок и четко выраженных перекрученных годовых колец. Это сказка. КРАСИВО, этим всё сказано. Ствольная сувель отличается более тонкой текстурой и более тонким «морозным» рисунком. И более светлой древесиной. По прочности комлевая сувель немного превосходит ствольную из-за особенности строения ствола дерева. Сувель прочна, красива, легко полируется и шлифуется. Хорошо просушенная и обработанная начинает ‘светиться’ изнутри(при грамотной пропитке маслами дерево становиться похожим на янтарь и даже немного прозрачным). Обычно имеет цвет от нежно жёлтого до розовато-коричневого до совсем охристо-коричневого. Всё зависит от условий и времени сушки. Кап имеет те же цвета.
    Фотки:

    Как видно — кап на сувель не похож совершенно.

    ЧАГА- это гриб, (не путать с грибом-трутовиком. ) и он нам не нужен для наших целей.

    Итак, как сушить. Сразу скажу что метод ‘запаривания’ подходит для небольших кусков дерева. Где-то в половину мяча футбольного или небольшого поленца.

    1. Спиливаем нарост. Делаем это острой пилой. Иначе пилить замучаешься, и дерево начнёт лохматиться. Кору не счищаем. Не забываем замазать срез на дереве масляной краской или воском, или чем то подобным.

    СПИЛИВАТЬ НАРОСТЫ ЖЕЛАТЕЛЬНО В СУХОЕ ВРЕМЯ ГОДА, ИДЕАЛЬНО — В КОНЦЕ АВГУСТА, НАЧАЛЕ СЕНТЯБРЯ, ДО НАЧАЛА СОКОДВИЖЕНИЯ.

    2. Берём ненужную кастрюлю (ведро), и кидаем туда деревяку. Кастрюлю именно ненужную, так как в процессе варки образуется весьма хитрый отвар который потом отмывать очень хлопотно. Лучше деревяку почистить от всяких лохмотьев бересты и других хрупких и болтающихся цастиц. всё равно отвалятся.
    Я рассматриваю именно берёзовый нарост, как наиболее доступный и красивый, остальные наросты варят по той же технологии. Полено соответственно чистят от всякого мусора и хрупких частиц. Наливаем воду. Это удобно делать гранёным стаканом (в нём 250 мл). Вода должна накрывать деревяку примерно на сантиметр-два. Дерево естественно всплывает, но прижмем ко дну и всё увидим. Воду наливать всё равно, какую, холодную или горячую — всё равно закипит. В кастрюльку можно накидать деревяк сколько не жалко, важен объём отдельной деревяки а не суммарный объём древесины.

    3. Берём поваренную соль, какую не жалко. Не суп варим. На литр воды сыпем 2 большие столовые ложки с верхом соли (стаканы с водой кто считать будет. А? ). Можно и больше, сколько не жалко, ничего страшного, переборщить невозможно.
    Главное чтоб вода была приторно соленой. Можно использовать морскую чистую воду(именно чистую, а то будет противно пахнуть тиной).
    Соль будет тянуть соки из дерева, но дерево не пропитает.

    4. Находим опилок смолистых пород древесины. Ель, сосна, проще всего достать. Берем пилу: и вперёд. Нам нужно две мощных горсти опилок(опилки загребаем двумя руками). Именно опилок, а не стружек от простого ручного рубанка.
    Стружки подойдут от электрорубанка(можно раздобыть на ближайшей лесопилке или настрогать самому). Я их всегда и использую. Они достаточно мелкие и их обычно много и легко получить. Чем больше смолы в опилках, тем лучше. И чем мельче опилки, тем лучше. Засыпаем в кастрюлю. Кастрюльку и побольше было можно взять! Опилки придадут сувели приятный охристый цвет. От нежно розово-жёлтого до охристо-коричневого. А также смолы добавят древесине прочности и проявят текстуру.

    5. Когда вода закипит, убавляем огонь и оставляем кипящим на 6-8 часов, можно и побольше, на сколько хватит терпения.
    Если кастрюлька большая, то можно и не убавлять пламя, пусть вода бурлит и пузыриться. Но смотреть нужно, чтоб вода не выкипела полностью. Соль, опилки, температура и время сделают свою дело. Воду подливаем по мере необходимости. В процессе варки образуется красный ‘бульончик’. И накипь. Накипь лучше сразу удалять. Она отмывается очень сложно.

    6. Прошло 6-8 часов (в зависимости от размеров куска дерева). Вынимаем деревяку. Промываем под струёй воды от опилок. Воду из кастрюли вываливаем за ненужностью, но можно оставить и на следующий раз, если есть где хранить. Но выливать воду проще. Нарост закидываем на шкаф ничем на оборачивая. На сутки-двое, пусть остынет.

    7 Процесс варки и сушки повторяем 2-4 раза в зависимости от объёма деревяки.
    Для ускорения процесса можно использовать скороварку. Время снижается до 4-6 часов.

    8. При последней варке нужно шустро ободрать кору, пока дерево горячее. Хотя она сама должна к этому времени отвалиться. Осторожно. Горячо. используйте перчатки!

    9. Закидываем на шкаф на неделю-две. Дерево в принципе уже высохло, но пусть уйдёт оставшаяся влага.
    Дерево ‘привыкнет’ к атмосфере. После окончательной просушки дерево станет похожим на кость, и его можно будет резать, пилить, шлифовать. Запаха постороннего никакого не будет. Будет пахнуть только деревом.

    10. В процессе ускоренной сушки древесины нужно помнить, что могут отразоваться небольшие трещины, и поэтому нужно давать припуск на их удаление в последующей обработке.

    11. Где искать наросты. Естественно в лесу. НО! определённых мест произрастания нет, они растут спонтанно, и самые большие и красивые наросты найдёт самый глазастый и настырный. Это занятие сродни охоте за грибами, кто больше и дальше обегал лес, тому и больше досталось.
    Вроде всё. Ещё раз напоминаю, что большие куски так сушить нельзя. Треснут. Обязательно. Проверено.

    12. После окончательного привыкания дерева к атмосфере можно начинать работать с заготовкой. Пропитывать сувель и кап желательно маслом, и если есть желание, то и воском тоже. Дерево проявит текстуру, «заиграет» что называется, проявится вся внутренняя красота.

    Если возникнут вопросы или какие-то уточнения по поводу вышеописанной технологии, отвечу по мере сил и возможностей.

    Березовый сувель

    Заготовка, сушка, обработка березового сувеля

    Текстура

    Материал, который издавна известен на территории России как древесная кость.
    Это нарост, см фото 1, (или наплыв, как его ещё называют) на Берёзе, который образуется на стволе дерева по разным причинам. Например, погодные условия, климатические воздействия окружающей среды. Ещё, такого эффекта можно добиться искусственно, обмотав ствол, на пример проволокой, со временем он обрастет Сувелью. Костью её называли из-за того, что после тщательной полировки и пропитки различными маслами, дерево приобретает костный вид, и её тонкие части просматриваются насквозь.

    Фото 1. Вид Сувели после спила. На вид напоминает шишку или наплыв. Изначально сложно судить о внутреннем виде древесины после её распила.

    В большинстве случаев, при правильном распиле, можно наблюдать удивительные явления, а именно переплетение волокон древесины которые образуют перламутровые участки разные (неповторимые) по рисунку и направлению, которые в прямом смысле светятся, отражая в себе дневной свет. Рисунки и цвета могут быть разные, в основном это розово-жёлтый, соломенный, или коричневато жёлтый цвет с глубоким перламутровым свечением на срезе, в некоторых случаях попадаются экземпляры с темно коричневым цветом с присутствием болотно-зелёных оттенков. Такая цветовая гамма объясняется тем, что древесина произрастает в разных условиях и местности, например: Если нарост был спилен в сильно заболоченной местности, то не исключён тот факт, что цвет древесины скорей всего будет коричневато-зелёный. Или ещё один пример: Если Сувель находится на комлевой части дерева (комлевая часть ствола это та часть, которая находится на 10 – 15 см под землёй и 15 — 20 см над ней, это в среднем) и она покрыта мхом, то вероятней всего он будет тёмно коричневый с присутствием бледно розового оттенка, либо соломенно-жёлтый — золотистый с тёмно коричневыми годичными кольцами — то есть присутствие тёмных оттенков будет доминировать, но не всегда.

    Фото 2. Редкий и ценный экземпляр Сувели естественной сушки сроком около 1,5 года. На фото Вы видите лучевое свечение волокон при дневном свете. Это свечение называется «Перламутром», оно может быть разных видов, от четких перламутровых лучей и до тех которые Вы видите на остальных изображениях, разнообразию нет предела.

    Фото 3. Этот образец то же относится к редким, его основное отличие от того, что на фото 2, это мраморная текстура и технология сушки, его высушили быстрым способом, а именно варкой в солёном растворе. На фото отчётливо видно чем он отличается от того, что на фото 2 , тот что высше имеет в общей сложности соломенный или золотистый цвет а на фото 3 цвет преимущественно коричнево розовый.

    Фото 4. Здесь вы видите вид который то же относится к редким, но встречается чаще чем те, что на фото 2 и 3.

    Фото 5. На этом фото, перламутровые разводы которые называются пепельными или стеклянными. Этот вид встречается чаще всего, но ценность его от этого не теряется, ведь у всех вкусы разные. Кому-то нравится лучевое сечение, а кому-то светящиеся пепельные разводы.

    Фото 6. Это, как мы уже поняли, лучевое направление волокон с присутствием пепельных разводов. (смешанный тип)

    Фото 7. Образец, который на вид смотрится как простой, но на самом деле это не так, это то же редкий вид, произрастающий в основном на болотных топях, от чего и имеет такой цвет.

    Фото 8. Это пример того, как смотрится Сувель в готовом виде (изделии) в сочетании с рогом северного Олени и металлами. Нож работы Валерия Соколова «Svalbard», выполненный в Скандинавском стиле.

    Ещё, общий вид этой древесины зависит от вида сушки, (на качество изделий это не влияет), существуют несколько вариантов высушивания.
    1. Естественная, это когда древесина высохла в естественных условиях, без участия человека, т.е после спила со временем, дерево высохло само по себе.
    2. Старый Русский способ быстрой сушки, древесину вываривают в солёном растворе несколько часов, после снимают кору и кладут в тёмное и сухое место на несколько недель, это минимум, да же после этого она вполне пригодна к обработке.
    Заметные различия после таких видов сушки, это цвет. При естественной сушке дерево остаётся естественного цвета, а после варки приобретает нежно розовый или морковный оттенок, это уже на любителя, кто как хочет, тот так и сушит. В умелых руках человека, у которого всё в порядке с фантазией, любая деревяшка будет сиять и дорого выглядеть, стоит только сильно захотеть и подключить своё воображение.

    Сувель – это материал, из которого можно делать различные предметы, например женские украшения в виде кулонов серёжек, заколок и браслетов, это зависит от того, на сколько у человека развита фантазия. Раньше, да нет, не только раньше и сейчас некоторые энтузиасты из неё делают столовые приборы, вполне пригодные по своему прямому назначению, взять к примеру Скандинавские “Куксы”, это что-то на подобие наших кружек, только из дерева, лучше материала чем Сувель для этого не найти.
    Но самое главное, этот материал больше всего подходит для изготовления рукоятей ножей. Благодаря её неотъемлемым качествам, таким как твёрдость, плотность, легкость в обработке и полировке, неповторимой текстуре, разнообразию цветовых оттенков, красоте перламутровых переплетений и.т.д. Ясно одно, что этот материал ни когда не надоест, хотя некоторые со мной не согласятся, это их право. Раньше я делал рукояти только из экзотических пород древесины, но они меня быстро утомили своей монотонностью и однообразием, хотя каждому своё и кто-то скажет, и будет утверждать обратное. Но я точно усвоил для себя, лучшего сырья чем Берёза и то, что она нам дарит в виде Капов, Сувелей, Свилей, Комля и корневой части, нет.

    Все образцы, которые Вы видите в виде брусков, отшлифованы и отполированы, после, обработаны маслом для полока. Это позволяет сохранить естественный цвет древесины и предохранить её от попадания влаги и загнивания + обработана карнаубским воском.

    Материал использован с http://www.zadi.ru

    Разнообразие Сувели очень богато, я бы сказал бесконечно, этот материал сочетается практически со всеми видами древесины, кости, металлов и.т.д.

    Читать еще:  Состав газонных травосмесей
    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector
    ×
    ×