Semka-dreva.ru

Выращивание и уход за растениями
10 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Обработка капа и сувели

Обработка капа и сувели

Обработка капа


Шкатулки из капа. Современная работа

На стволах берез, высоко над землей или у самого корня, иногда можно встретить шарообразные древесные наросты, покрытые коричневой шершавой корой. Это капы.

Не сразу открылась человеку красота древесины березового капа. Вначале он оценил только ее необыкновенную прочность. Небольшой кап с куском ствола и с выдолбленной полостью превращается в руках умельца в долговечный и удобный ковш или уполовник. Из капа побольше выдалбливали чашу или братину. Но в таких изделиях своеобразный рисунок капа оставался нераскрытым. Древесина подвергалась только грубой обработке. Лишь гораздо позже, когда кап научились распиливать на тонкие пластинки и полировать, его стали ценить как отличный декоративный материал. В начале XIX века русские столяры-краснодеревщики начали применять кап наравне с древесиной ценных пород для декоративной отделки мебели. В это же время появились первые шкатулки и табакерки, сработанные полностью из капа. Некоторые искусно выполненные изделия ценились буквально на вес золота. Кап нередко сочетали с другими материалами — чаще всего инкрустировали перламутром, самшитом и слоновой костью.

Признанным центром обработки березового капа считается бывшая Вятская губерния, ныне Кировская область. Вятские мастера неоднократно участвовали в международных выставках и завоевывали высокие награды.

Своеобразно используют березовый кап мастера подмосковного города Хотьково, удачно сочетая его с резными вставками из кости и самшита.

Сравнительно недавно возникло производство изделий из капа в Башкирии, которая славится запасами каповой березы. Весной, как только стает снег, в горные леса юга Башкирии отправляются заготовители капа. Они осторожно срезают наросты с березовых стволов, затем место спила густо смазывают парафином, масляной краской или известью, чтобы не попали в дерево вредные микробы и оно не погибло. Через несколько лет на нем снова может вырасти кап. Замечено, что древесина капа растет вдвое-втрое быстрее, чем нормальная древесина березы. Смазывают заготовители и спил самого капа, чтобы он до начала обработки не растрескался.

Кап, растущий на стволе дерева, принято называть стволовым капом, а у корня — капо-корнем. Капо-корень встречается в лесу гораздо чаще, чем стволовый кап, и достигает полутора метров в поперечнике. По форме капы делятся на два вида: круговые, опоясывающие ствол вокруг, и боковые, растущие сбоку дерева.

Капы встречаются не только на березе, но и на осине, ольхе, дубе, липе, иве и ели. Но они не имеют промышленного значения, хотя из них можно делать различные декоративные вещицы.

Очень часто капы путают с другими наростами, например с сувелью. Сувель на березах встречается чаще, чем кап, и на спиле имеет волнистую свилеватую текстуру, похожую на текстуру карельской березы. Отличить кап от сувели можно по «спящим» почкам, которые в большом количестве расположены на поверхности настоящего капа и представляют собой небольшие полусферические бугорки. Из некоторых бугорков «проснувшихся» почек могут прорастать тонкие веточки.

Текстурный рисунок капа на срезе — это сложное переплете годичных слоев, переливающихся при изменении угла освещения. У хорошего капа на срезе видны годичные слои и сердцевины спящих почек в виде множества концентрических кругов и Темно-коричневых точек. Чем больше таких точек с концентрическими кругами, тем живее и декоративнее рисунок. Спящих почек обычно бывает больше у стволового капа, поэтому текстура на его спиле красивее, чем у капо-корня, и древесина его больше ценится у мастеров.

Иной раз текстура капа имеет настолько причудливый рисунок, что при некотором воображении в хаотичном переплетении древесных волокон можно различить образы фантастических животных, пейзажи. Невозможно найти хотя бы два куска капа с одинаковым рисунком, поэтому столярные изделия, имеющие одну и ту же форму, все-таки не похожи одно на другое. Каждое из них неповторимо.

Спиливать самим кап с деревьев, стоящих на корню, нельзя: не зная всех тонкостей этого дела, вы можете погубить дерево. Самовольное спиливание капа штрафуется наравне с порубкой леса. Если вы заинтересуетесь обработкой капа, его можно по договоренности срезать с поваленных деревьев на складе ближайшего леспромхоза.


Разрезы стволового капа березы: 1 — радиальный, 2 — поперечный

Начните обрабатывать кап с того, что распилите его на пластинки, подбирая их толщину в зависимости от размеров предполагаемого изделия. От удачной распиловки во многом зависит красота текстурного рисунка. Со временем вы научитесь по форме капа, по расположению спящих почек сразу определять, как его лучше распилить, чтобы обнаружить скрытую красоту. Старайтесь распиливать кап так, чтобы плоскость распила рассекала поперек максимальное количество спящих почек.

Обычно на свежем срезе текстурный рисунок у капа бледный и малозаметный. Чтобы он проявился, древесину капа пропаривают. Самый простой способ — проварить заготовки на слабом огне в течение двух-трех часов. Но лучший результат дает пропаривание древесины в опилках. Намочите опилки и положите их на дно кастрюли слоем около 20 мм, сверху положите слой заготовок, покройте его новым слоем опилок и т. д. Теперь поставьте кастрюлю в духовку на два-три часа. В результате запарки из капа удаляется древесный сок, от неравномерного высыхания которого древесина могла бы впоследствии покоробиться и потрескаться. Одновременно заготовки окрашиваются естественными красителями, содержащимися в капе, и приобретают множество оттенков — от золотисто-янтарного до темно-шоколадного.

После пропарки высушите заготовки капа в течение нескольких часов в сушильном шкафу, а если его нет, то просто на воздухе, но уже не менее недели.

Теперь можно вырезать, вытачивать и склеивать из заготовок различные изделия — некоторые из них показаны на рисунках.

Покрывают изделия из капа чаще всего спиртовым шеллачным лаком. Пленка его достаточно стойка и дает теплый желтоватый цвет с мягким блеском. Можно использовать и нитролаки — «они имеют более интенсивный блеск и делают текстурный рисунок четче и контрастнее. Перед покрытием нужно хорошенько отшлифовать поверхность изделия наждачной бумагой — сперва крупной, потом мелкой.

Сувель

Сувель (свиль) — как ясно из названия, нарост получил название из-за своей структуры. «Витая структура»,

это ещё мягко сказано. Сувель представляет собой каплевидный или шарообразный нарост на дереве (также есть кольцевая разновидность, охватывает ствол дерева по периметру), растет обычно быстрее самого дерева раза в 2-3. При распиле имеет текстуру близкую по рисунку к мрамору и перламутру (это основной признак отличия от капа; в будущем не путать сувель и кап). Наличие перламутровых разводов на отшлифованном дереве создают прекрасную переливающуюся, светящуюся изнутри картину. Свиль также плохо обрабатывается, как и кап, но не так тяжело. Размер варьируется от размера ореха до 1,5 метров в высоту (сам такой видел на берёзе ) и до 2 метров в диаметре (кольцевая сувель, охватывала ствол дерева полностью).

В Ватикане стоит купель значительно больше метра в диаметре, вырезанная из единого куска сувели. Сам сидел однажды в кресле, вырезанном из сувели. Прекрасно держит тонкую резьбу, но резать сувель не рекомендуется. Лучше отшлифовать и покрыть лаком (пропитать маслом). Изделие только от этого выиграет.

Читать еще:  Картошка под соломой отзывы

Наиболее ценной считается корневая или комлевая свиль. Наличие тёмных прожилок и четко выраженных перекрученных годовых колец. Это сказка. КРАСИВО, этим всё сказано. Ствольная сувель отличается более тонкой текстурой и более тонким «морозным» рисунком. И более светлой древесиной. По прочности комлевая сувель немного превосходит ствольную из-за особенности строения ствола дерева. Сувель прочна, красива, легко полируется и шлифуется. Хорошо просушенная и обработанная начинает «светиться» изнутри (при грамотной пропитке маслами дерево становиться похожим на янтарь и даже немного прозрачным). Обычно имеет цвет от нежно-жёлтого или розовато-коричневого до совсем охристо-коричневого. Всё зависит от условий и времени сушки. Кап имеет те же цвета.

Как видно, сувель на кап не похож совершенно.

Чага — это гриб (не путать с грибом-трутовиком) и он нам не нужен для наших целей.

Заготовка

Где искать наросты. Естественно в лесу. НО! Определённых мест произрастания нет, они растут спонтанно, и самые красивые наросты найдёт самый глазастый и настырный. Это занятие сродни охоте за грибами — кто больше и дальше обегал лес, тому и больше досталось.

Спиливаем нарост. Делаем это острой пилой. Иначе пилить замучаешься, и дерево начнёт лохматиться. Кору не счищаем.

Выделяю красным:

    Если нарост является «стволообъемлющим» или капокорнем, то правильнее воздержаться от его спиливания — дерево может погибнуть. Подобные капы и свили желательно приобретать при легальных лесозаготовках, когда дерево все равно обречено.

Спиливать наросты желательно в сухое время года, идеально в коце августа, начале сентября, до начала сокодвижения.

  • Не забываем замазать срез на дереве масляной краской или воском, или чем-то подобным.
  • Сушка

    Итак, как сушить? Методом «запаривания». Сразу скажу что этот метод подходит для небольших кусков дерева: где-то в половину футбольного мяча или небольшого поленца.

      Берём ненужную кастрюлю (ведро), и кидаем туда деревяку. Кастрюлю нужно брать именно ненужную, так как в процессе варки образуется весьма хитрый отвар, который потом отмывать очень хлопотно. Лучше деревяку почистить от всяких лохмотьев бересты и других хрупких и болтающихся цастиц — всё равно отвалятся.

    Я рассматриваю именно берёзовый нарост, как наиболее доступный и красивый. Остальные наросты варят по той-же технологии. Полено соответственно чистят от всякого мусора и хрупких частиц. Наливаем воду. Это удобно делать гранёным стаканом (в нём 250 мл). Вода должна накрывать деревяку примерно на сантиметр-два. Дерево, естественно, всплывает, но прижмем ко дну и всё увидим. Воду наливать без разницы какую, холодную или горячую — всё равно закипит. В кастрюльку можно накидать деревяк сколько не жалко, важен объём отдельной деревяки, а не суммарный объём девесины.

    Берём поваренную соль, какую не жалко. Не суп варим. На литр воды сыпем 2 большие столовые ложки
    с верхом соли. Можно и больше, сколько не жалко, ничего страшного, переборщить невозможно. Главное чтоб вода была приторно соленой. Можно использовать морскую чистую воду (именно чистую, а то будет противно пахнуть тиной). Соль будет тянуть соки из дерева, но дерево не пропитает.

    Находим опилок смолистых пород древесины. Ель, сосна, проще всего достать. Берем пилу: и вперёд. Нам нужно две мощных горсти опилок (опилки загребаем двумя руками). Именно опилок, а не стружек от простого ручного рубанка. Стружки подойдут от электрорубанка (можно раздобыть на ближайшей лесопилке или настрогать самому). Я их всегда и использую. Они достаточно мелкие и их обычно можно много и легко получить. Чем больше смолы в опилках, тем лучше. И чем мельче опилки, тем лучше. Засыпаем в кастрюлю. Опилки придадут сувели приятный охристый цвет. От нежно розово-жёлтого до охристо-коричневого. А также смолы добавят древесине прочности и проявят текстуру.

    Когда вода закипит, убавляем огонь и оставляем кипящим на 6-8 часов, можно и побольше, на сколько хватит терпения. Если кастрюлька большая, то можно и не убавлять пламя, пусть вода бурлит и пузыриться. Но смотреть нужно, чтоб вода не выкипела полностью. Соль, опилки, температура и время сделают свою дело. Воду подливаем по мере необходимости. В процессе варки образуется красный «бульончик». И накипь. Накипь лучше сразу удалять. Она отмывается очень сложно.

    Прошло 6-8 часов (в зависимости от размеров куска дерева). Вынимаем деревяку. Промываем под струёй воды от опилок. Воду из кастрюли
    вываливаем за ненужностью, но можно оставить и на следующий раз, если есть где хранить. Но выливать воду проще. Нарост закидываем
    на шкаф, ничем на оборачивая. На сутки-двое, пусть остынет.

    Процесс варки и сушки повторяем 2-4 раза в зависимости от объёма деревяки. Для ускорения процесса можно использовать скороварку. Время снижается до 4-6 часов.

    При последней варке нужно шустро ободрать кору, пока дерево горячее. Хотя она сама должна к этому времени отвалиться. Осторожно. Горячо. Используйте перчатки!

    Закидываем на шкаф на неделю-две. Дерево в принципе уже высохло, но пусть уйдёт оставшаяся влага. Дерево ‘»ривыкнет» к атмосфере. После окончательной просушки дерево станет похожим на кость, и его можно будет резать, пилить, шлифовать. Запаха постороннего никакого не будет. Будет пахнуть только деревом.

    В процессе ускоренной сушки древесины нужно помнить, что могут отразоваться небольшие трещины, и поэтому нужно давать
    припуск на их удаление в последующей обработке.

    Ещё раз напоминаю, что большие куски так сушить нельзя. Треснут. Обязательно. Проверено.

  • После окончательного привыкания дерева к атмосфере, выполняем из него изделие. Пропитывать сувель и кап желательно маслом, и, если
    есть желание, то и воском тоже. Дерево проявит текстуру, «заиграет», что называется, проявиться вся его внутренняя красота.
  • Если возникнут вопросы или какие-то уточнения по поводу вышеописанной технологии, отвечу по мере сил и возможностей.

    Различие капа, сувели и чаги

    Эта статья многим поможет высушить качественный пиломатериал для разного рода увлечений. Ручки, рукоятки для ножей, ножны, вилок, ложек, шкатулки и так далее.

    Рекомендация по сушке будет включать в себя не только инструкцию, а и рекомендацию.

    Больше всего представляем интерес к качественному, идеальному лесоматериалу по изготовлению редкой вещицы, из так называемой СУВЕЛЬ (свиль) и КАП.

    КАП — (образование, ведьмин веник) на стволе дерева, которая представляет собою некоторый сгусток растущей веточки какого-либо нароста. По разрезу виднеется яркая структура. По своеобразной, специфической составляющей, обрабатывается очень сложно. Она, на вид он очень красивая, по качеству — прочная. Ее легко полируют, шлифуют, обрабатывают.

    Перламутровым оттенком владеют некоторые участки, выборочно. По своей редкости и изысканности, оценивается очень дорого. Стоимость выше некоторых ювелирных изделий. В некоторых случаях употребляют ее как пиломатериал для сборки мебели, шпона (в целом, употребляется кап, как экзотическая порода древесины). Часто, в продаже можно увидеть ее в виде шкатулки, мелкого украшения (кап березовый), женской заколки.

    Читать еще:  Технология возделывания многолетних трав

    Редкой красотой владеет рукоятка от ножа по своей структуре, неповторимой текстуре. Все капы разные, повторяющихся не найдете нигде. По размеру, максимум достигает в игровой мяч. На ней ничего не режут, так как забивается текстура. Чтобы не забивалась текстура, на капе запрещается что-то вырезать.

    Сувель

    СУВЕЛЬ — (свиль) называют нарощение по образу структуры опухоли древесины. Она собою представляет круглый нарост в виде шара на стволе дерева. Бывают такие, что определяются по кольцевой части, они расползаются по периметру. По скорости развития не уступает никакому другому виду. В сравнении, набирает объем в несколько раз быстрее самого растения.

    Внутри, содержимое напоминает мрамор или перламутр. По описанному признаку отличают ее от КАПА, главное не спутать ее с сувелью. Прекрасную текстуру, которая переливается на свете, выдавая редчайшую картину природы, проявляется после шлифовки, без дополнительной обработки. По размеру может достигать от полтора метра (1,5 м), до орешка, в диаметре до 2 м. Сувель расходится по всему стволу дерева кольцом.В самом Ватикане закрепленная купель, которая не меньше одного м., в диаметре. Она вырезана с целого, не поврежденного куска натуральной сувели. Много кто сидел на нем и лицезрел небывалую красоту.

    Из фотографии видно, что кап не очень, да и вообще не похож на сувель, ведь на первый взгляд, она смеется.

    Крепко держит ювелирную резьбу, по тонкости не сравнится ни с чем. Рекомендуется разрезать или целиком пропитать маслом после ошлифовки. В оконцовке оно лишь покрепчает, срок службы увеличится в несколько разов.

    Лучшей основой воспринимается комлевая или корневая свиль. Красивая, прекрасная, редчайшая, это лишь пару хороших слов. Изменение редкой, темной прожилки описаным в четко перекрученном годовом кольце, свидетельствует о ценности находки. Это не просто сказка. Ствольная часть сувели тончайшая по текстуре с холодным рисунком, светлой древесины.

    Комлевая сувель по крепости чуть-чуть превосходит основную часть по характеристике связанную со строением стволов деревьев. Она очень элегантно шлифуется и полируется. Изнутри светится как янтарь в том случае, если просушить и обработать шлифованным станком, вручную. По цвету, примерно подходит к розовато коричневому, желтому, охристо-коричневому. Кап владеет теми же цветами.

    По рисунку заметно подмигивание. Она прекрасна.

    Чага — растение похожее на гриб «Трутовик». Относится к семейству трутовых. Она паразитирует на стволе дерева, березы. В основном разрастается на срезанной берёзе, которая растет в зоне степной, или лесостепной. В состав Чаги входят некоторые, важные пигменты неплохо растворяющие водой: полисахариды, кислоты, гуминоподобные, чаги, агарициновые составляющие, органические, клетчатки, липиды. Внутри их: кремний, натрий, алюминий, калий, железо, магний, цинк, кальций, барий, медь.

    А как же их сушить? Ниже описанный метод для меленьких кусков подходит больше всего в пределах нормы.

    Метод «Запаривание»

    Важным является то, что спилить нарост необходимо только в сухое время сезона, в течении года (это период с конца августа до начала сентября).

    • Нужно спилить нарост. Процесс выполняется острой пилой. Объект напоминает камень, придется пилить долго. Кору счищать не нужно. После этой работы, не забудьте смазать дерево краской, да бы остановить соковыделение.
    • Вторым этапом будет нахождение емкости для выварки. Желательно подобрать не нужную кастрюлю. Ведь в процессе выделяются разные консистенции, смолы, из-за которых придется выкинуть посуду. Далее кидаете туда добытые экземпляры. Воды наливать необходимо столько, чтобы прикрыть все сантиметра на два (2 см). По мере кипения и испарения жидкости, по чуть-чуть доливать жидкости.
    • Третей частью будет добывание и добавление слои в наш суп. Задачей будет, довести до триперной солености. Это необходимо для того. чтобы выбрать всю имеющуюся влагу с обрабатываемого предмета. если живете у моря, налейте морскую воду. Так будет быстрее.
    • Для проявления структуры, придания крепости, хорошего запаха, нужно добавить в емкость стружки из сосны или ели. В них содержатся смолы, которых нет у обрабатуемых частях. К тому же, придадим цвет охристо-коричневый, розово-желтый.
    • В процессе вода будет испарятся. Добавлять в жидкости нужно по мере необходимости. Ее подливают ровно столько, сколько хватит до чуть более, чем бы она выкипела. В итоге получим красноватый бульон. Навар сливайте, так как ее будет невозможно вымыть.

    Я постарался коротко описать основную часть выварки, важным фактором которого было наличие соли и смолы. Фотографию смотрите далее.

    Ниже опубликую процесс просушки в быстром темпе. Она не сложна, но требует внимания. Результат превосходит все ожидания.

    Быстрый способ сушки древесины

    После того, как мы попарились над огнем около шести, восьми часов (6-8 час), необходимо обратить внимание и на некоторые нюансы.

    • Теперь нам нужно достать из всего, деревяшку, или если их много, деревяхи и положить для просушки. Воду выливайте, если она не нужна больше.
    • Если все стало сухим, вывариваем еще раз в том же духе, но от четырех до шести часов (4-6 час). рекомендую использовать скороварку. Так будет намного быстрее.
    • В перчатках необходимо отодрать кору, если сама не отвалилась, что вероятнее всего.
    • На этом этапе с варкой мы закончили, теперь нужно достать и положить ее где-нибудь. В течении одной или, максимум, двух недель она высохнет. По черствости и крепости не уступает ни кости, ни камню, а по запаху даст понять, что это дерево.
    • В этот период могут возникнуть трещины. Их нужно по мере возникновения зачищать, удалять обработкой.
    • После всей несложной работы можно приступать к изготовлению изделия, например рукояти.

    Надеемся на то, что выше описанная рекомендация подошла всем. Если что-то не сошлось, пишите нам, постараемся помочь Вам с любым вопросом.

    Кап и сувель березы

    Оригинальным решением для творческих идей мастеров по дереву является создание декора или сувенирных изделий, используя кап или сувель березы. Эти материалы отличаются от другой древесины уникальностью рисунка на срезе.

    Кап березы представляет собой нарост на дереве, из которого торчат тоненькие веточки дерева, с образовавшимися на них почками. У него очень высокая плотность, выше даже, чем у ствола самого дерева. Узор на срезе капа оригинален и неповторим. Годичные кольца дерева переплетаются с точечными вкраплениями и создают уникальный рисунок.

    Обработка капа березы своими руками непроста из-за высокой твердости материала. После обработки изделие напоминает малахит и отливает перламутром. Цвет узора молочный с черными и коричневыми оттенками.

    Сувель вырастает на дереве из-за его болезни или повреждения и растет гораздо быстрее, чем кап. Этот материал мягче и податливее капа в обработке. Имеет уникальные узоры, напоминающие мрамор, которые образовываются за счет его положения на дереве.

    Читать еще:  Вальдштейния сибирская травянистые растения для открытого грунта

    Древесный сувель

    Сувелем называется нарост на березе или другом лиственном дереве, который образовывается в два или три раза быстрее роста дерева. Спровоцирован он, чаще всего, болезнью, которую называют древесной раковой опухолью. Причина его появления до конца еще не изучена.

    В народе эти образования называют древесной костью. Такое название происходит из-за изображения на срезе, которое повторяет разводы мрамора, а в тонких местах напоминает кость.

    Часто обыватели путают кап или сувель с другими образованиями. Больше всего кап путают с чагой. Отличие чаги от капа на березе заключается в том, что чага — это не нарост, а гриб, который вырастает на стволе, после попадания его спор в поврежденную кору.Чагу можно срезать с дерева любыми подручными средствами, а вот кап будет сложно срубить даже топором из-за его высокой плотности.

    Обработка капа и сувеля доставляет удовольствие мастерам по дереву, хоть занятие это не из легких. Кап особенно труден в обработке, но рисунки, которые открываются при шлифовке материала, удивляют уникальностью и разнообразием.

    Кап и сувель березы идеально подходят для создания декоративных изделий. Благодаря их оригинальной текстуре, нет необходимости создавать резные узоры. Поэтому из них делают цельные поделки и украшения — все то, что прекрасно смотрится в полированном состоянии.

    Текстура

    Кап и сувель березы отличаются своей текстурой от любой другой древесины. Неповторимые узоры на срезе можно объяснить процессом образования.

    Кап вырастает на березе по разным причинам:

    1. Под корой начинает зарождаться почка, но из-за твердости коры не может ее пробить. К почке поступают питательные элементы, за счет которых образуются придаточные почки. Их развитие и невозможность пробиться, образуют нарост на дереве.
    2. Механические повреждения, причиненные человеком, животными, насекомыми или природными явлениями, тоже могут стать причиной остановки нормального развития почки. Но она стремится к жизни, несмотря на свою деформацию и образует новый нарост на стволе.
    3. На месте появления почки, дерево отдает все свои силы развитию капа из-за бактерий, грибов или поздних весенних заморозков.

    Понимая схему образования капа, который растет очень медленно, но с годами становится все больше, можно предположить, что рисунок создаваемый приростом древесины и придаточными почками будет поистине уникальным. Капы, выросшие на стволах, имеют более витиеватую и выраженную структуру, чем прикорневые.

    Годичные кольца перекручены и переплетены с сердцевинами отростков. Рисунок на срезе сразу не виден. Он проявляется лишь после того, как древесину обработают посредством шлифования, полировки и тонирования. Изделия из капа после обработки имеют разные оттенки и отливают перламутром. Узоры напоминают малахит.

    Сувель имеет структуру, отличающуюся от капа, но по-своему уникальную и изысканную. Изображение на срезе сувеля напоминает волны, полоски, пятна или изгибы. Такой рисунок получается из-за неровного образования колец древесины, вследствие болезни дерева или механических повреждений.

    Гладкая и мягкая поверхность сувеля легче поддается обработке. Готовые изделия из этого материала поражают своим сиянием и разнообразием узоров, напоминающих поверхность мрамора.

    Заготовка

    В природе сувель встречается гораздо чаще капа. Встретить деревья с такими поражениями можно в лиственных или смешанных лесах, расположенных как в сухой, так и в болотистой местности. Надо учитывать, что спил сувеля или капа на растущей березе, может повлечь ее гибель. Поэтому после спила материала, необходимо замазать живой слой варом.

    На погибших деревьях образования бывают уже поражены гнилью и не годятся в производство. Поэтому найти подходящий материал для заготовки непросто. Делать это лучше в середине осени.

    Выяснить по виду образования, каким оно будет на срезе нельзя. Но чем кривее и извилистее сувель и чем больше прутиков на капе, тем, предположительно, будет насыщеннее узор. Работать с таким материалом сложнее, но интереснее.

    Спилить сувель и кап довольно сложно, цепи тупятся быстро, поэтому необходима хорошая заточка инструмента. Можно спилить ножовкой или лучковой пилой, но это потребует много физических усилий.

    Березовый сувель имеет разную текстуру при срезе. Она может быть ярко выраженной или совершенно не видна. Сувель с текстурой, которую плохо видно обычно обладает более высокой прочностью. Но никогда не угадаешь по виду нароста, что в нем присутствует полость или красивый витиеватый изгиб.

    Сушка

    Для того, чтобы заготовка не расслоилась и не разрушилась, высыхая естественным образом, необходимо ее высушить постепенно. Высушить сувель или кап березы в домашних условиях можно несколькими способами.

    Вот два самых популярных из них:

    1. Выварка в воде с поваренной солью. Такой способ подходит для небольших кусков березы. Заготовка очищается от всех ненужных наростов, лохмотьев и грязи и помещается в воду, которая должна быть выше на 2 см. На 1л. Воды нужно 2 ст.л. соли. Затем, в воду необходимо добавить смолистые опилки, которые в итоге придадут изделию оттенок охры. Кипятить необходимо 6-8 часов, затем осторожно вынуть и промыть заготовку под проточной водой. Через двое суток процедуру варки нужно повторить, но уменьшить время кипячения на пару часов. Через двое суток процесс кипячения нужно при необходимости повторить, убавив время еще на пару часов. После этого вынуть из кипятка и ободрать на горячей заготовке остатки коры. Через 2-3 недели материал готов к обработке. Такой метод подходит только для заготовок маленьких размеров!
    2. Заготовки более крупных размеров сушатся дольше. Ни в коем случае при домашней сушке нельзя заносить заготовку в сухое помещение. Подготовленные спилы нужно покрыть краской или олифой. При правильной сушке, высыхают они в течение 2-3 месяцев. Температура при этом должна быть около 10-15 градусов. Затем их можно убрать в помещение, где они досохнут окончательно и будут готовы к обработке примерно через полгода.

    Обработка

    Обработка капа березы своими руками – занятие творческое и интересное для любого специалиста, увлекающегося деревообработкой. Высушить кап березы в домашних условиях сможет не каждый. Для этого необходимо потренироваться на менее ценной древесине.

    Нужно учесть, что заготовка для глубокой посуды из сувеля или капа, делается еще до момента сушки. То есть вырезается необходимое углубление и придается заранее продуманная форма. Затем заготовка сушится, через полгода ее можно достать и доработать до совершенства.

    Применение капа и сувеля

    Благодаря правильно выполненной сушке, получаются красивые и уникальные поделки из капа березы. Самые популярные изделия из капа и сувеля — это посуда изготовленная руками мастеров, деревянные украшения, различные статуэтки, подставки, шкатулки, сувенирные украшения, серьги, браслеты и т.д.

    Такие изделия очень долго пахнут деревом и не теряют свой внешний вид, даже при длительном использовании. Только настоящий художник и мастер своего дела может сотворить из простого куска дерева настоящее произведение искусства!

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector