Semka-dreva.ru

Выращивание и уход за растениями
3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Культурные и дикорастущие травы

Культурные травы — подарок природы

Еще с древних времен между человеком и миром растительности существует незримая связь. Травы растут практически повсеместно. Однако в процессе развития человек «приручил» многие растения. Таким образом, помимо плодоносящих, появился новый вид сельхозкультур – культурные травы. Возможно, для кого-то это звучит как абсурд. Но многие растения, привычные каждому дачнику или огороднику, являются травами.

Путь к званию декоративного растения

Человек всегда стремился взять у природы все необходимое для своего существования. Растительные ресурсы Земли тому не исключение. Практически вся поверхность планеты покрыта их представителями. Из всей зелени планеты травы составляют примерно 40%.

Культурные растения, травы в том числе, человек стал внедрять в свою жизнь для того, чтобы обеспечить себя стабильным пропитанием. Они всегда считались основными для использования в этих целях.

Высаживая на своих приусадебных участках растения, человек достигает свою извечную цель – создать условия для комфортного существования.

Душистые соседи человека

Культурные травы, названия которых известны нам с детства, используют в различных сферах деятельности человека.

Во-первых, человек их применяет в качестве средства от многих болезней. С незапамятных времен люди изготавливали отвары и настои трав для лечения недугов. Достаточно вспомнить шаманов и лекарей, которые основывали свою деятельность на полезных свойствах растений.

Во-вторых, культурные травы используют в качестве пряностей. Например, базилик, укроп, петрушка, чабрец и многие другие являются неотъемлемыми ингредиентами блюд различных наров мира.

В-третьих, культурные травы — это лучший способ оформления садовых участков, загородных дворов с пользой.

Какие культурные травы нам известны?

Если честно, то практически все дикорастущие культуры можно выращивать и в домашних условиях. Все напрямую зависит от потребностей человека. Всем нам известные культуры, такие как укроп, кукуруза, злаковые, одуванчики, шалфей, мята и многие другие, имеют естественное происхождение. Но этот факт не мешает им иметь статус и культурных растений. Они успешно сопровождают человека во всей его жизни.

Культурные травы, названия которых стали нам привычными:

Этот перечень на самом деле практически бесконечен.

В помощь садоводам

Культурные травы можно успешно использовать в качестве подпитки плодовых растений. В качестве пособия для огородников и садоводов следует привести таблицу. В ней указаны растения, на которые культурные травы оказывают благотворное влияние, если произвести их высадку в непосредственной близости.

Таблица взамодействия растений

ТравыПлодовые культуры
Реган или БазиликТоматы
ГорчицаБобовые культуры, фруктовые деревья, ягодные кустарники
ЭстрагонВзаимодействие со всеми овощными культурами
ЧабрецБобовые культуры
КервельРедис, редька
КрапиваТоматы
ОдуванчикПлодовые деревья
ЛавандаТоматы, бобы
ПетрушкаГорох, розы, клубника, томаты
ШалфейКапуста, клубника, морковь, томаты
УкропКапуста, салат, лук, огурцы
РомашкаОгурцы, культурные травы, лук, бобовые культуры
ТысячелистникБобы, ароматические травы
ХренКартофель, топинамбур
РозмаринБобовые культуры

Влияние трав-соседей на культуры может происходить по-разному. Одни оказывают его посредством корней, другие — путем выделения веществ из листьев и стеблей.

Взаимодействие растений – процесс, отличающийся тонкими связями. На данный момент ученым очень мало известно о подобных аспектах, поэтому стоит только надеяться на дальнейшее развитие науки и использовать кладезь природы в своих целях.

Виды культурных трав России и названия травянистых растений

Многие дикие травы получили заслуженное уважение. Их употребляют в кулинарии, используют для лечения и профилактики заболеваний. Многие из них были окультурены и стали разводиться для собственных нужд, в том числе и в промышленных масштабах. Названия культурных трав знакомы многим, но есть малоизвестные растения.

Общие сведения

Трава — однолетнее или многолетнее растение с тонкими стеблями, не относится к деревьям или кустарникам. Культурной называют ту траву, которая посажена человеком для своих целей. Есть несколько причин её окультуривания:

  • лечебные свойства;
  • пищевая ценность;
  • корм для скота;
  • декоративный эффект.

Одно и то же растение может быть как диким, так и культурным. Когда мята растёт в поле — это дикорастущая трава, если она посажена на участке, за ней ухаживают, поливают и удобряют — это культурная зелень. В домашнем хозяйстве чаще всего высаживают зеленные и лекарственные культурные растения. Названия их известны большинству — укроп, петрушка, сельдерей, кинза, мята, душица, тархун и другая зелень.

Некоторые популярны меньше. Во многих названиях культурных трав России указываются особенности внешнего вида или свойств, например, кошачий корень, лесной ладан, зверобой, слезы Богородицы, молодильник, одуванчик лекарственный, зубная трава, бородавник, маточник, чистотел, живокость и печёночник.

При посадке стоит учитывать, что при соседстве эти растения влияют друг на друга, взаимодействуют корнями и фитонцидами и другими образуемыми веществами. Например некоторые травы могут приманивать насекомых, которые губительно действуют для других.

Классификации культурных трав

Многие растения воспринимаются как овощи, но фактически это плодоносящие травы (томаты, кабачки, лук, огурцы, капуста, морковь и патиссоны). Они применяются для разных целей и делятся на:

  • пищевые — тмин, баклажан, укроп, горчица, петрушка, щавель, чеснок;
  • кормовые — родсова трава, росичка лежачая, параграс, щетинник золотой, люцерна;
  • прядильные — конопля, лён;
  • медоносы — донник, змееголовник, гречиха;
  • технические — рапс;
  • красильные — календула;
  • бобовые — чечевица, горох и фасоль.
Читать еще:  Все заросло травой

Отдельного внимания заслуживают лекарственные культурные травы. Они высеиваются на полях и используются в фитотерапии. Собирают листья, корневища и цветки. Заболевания и состояния, при которых используются лекарственные растения:

  1. Сердечнососудистые (укроп, валериана, спаржа).
  2. Простудные (цикорий).
  3. Сахарный диабет (лён, женьшень).
  4. Гипертония (календула).
  5. Болезни печени и желчного пузыря (ромашка аптечная, кукуруза).
  6. Проблемы с пищеварением (подсолнечник, хрен).
  7. Бессонница (лаванда, душица).
  8. Повышенная возбудимость (мята, хмель).
  9. Язва (лён, щавель).
  10. Для обработки ран (ромашка, календула, шалфей).
  11. Головные боли (душица).
  12. Снижение качества и количества грудного молока (укроп, тмин).

Собственноручно выращивают лекарственные культурные травянистые растения, названия которых широко известны. Их принимают для излечения заболеваний и в профилактических целях.

Уважения заслуживают злаковые, выращиваемые на полях во всех регионах страны. Распространённые травы:

Какую бы злаковую культурную траву ни засеивали на полях, она нуждается в регулярном уходе.

Посадка и сушка распространённой зелени

О том, какие есть культурные травы, и цели их применения, рекомендуется знать каждому. Если с зеленью, предназначенной для пищи, в основном все просто, то лекарственные растения выращивают реже. Для того чтобы они приносили максимальную пользу, важно правильно их посадить и сохранить после сбора.

Лекарственная валериана

При посадке учитывают любовь растения к известковой, каменистой или полевой почве. Проведя бороздки через каждые 25 см, высеивают семена и заделывают землей. Для посадки можно использовать, зёрна, собранные с дикорастущей валерианы, также растение размножают корневищами.

Технология. 6 класс

Конспект урока

Технология, 6 класс

Урок 28. Дикорастущие растения и их использование человеком

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке

  1. Основные группы используемых человеком дикорастущих растений.
  2. Характеристика дикорастущих растений.
  3. Значение дикорастущих растений для жизнедеятельности человека.

Дикорастущие растения – это растения, за которыми никто не ухаживает, специально не высаживает, не выращивает.

Культурные растения – растения, специально разводимые (культивируемые) человеком для использования в хозяйственной деятельности.

Эфиромасличные – это дикорастущие растения, которые содержат высокие концентрации летучих веществ.

Дубильными называются растения, в корнях, коре, стебле, листьях, плодах которых содержатся вяжущие вещества (таннины), пригодные для дубления кож в кожевенной промышленности.

Лекарственные растения – это группа растений, органы или части которых являются сырьём для получения средств с лечебными или профилактическими целями в народной медицине, производства лекарственных препаратов.

Камеденосные растения – это растения, части которых содержат особые вещества – камеди, способные полностью или частично растворяться в воде, давая клейкие растворы, или набухать, образуя студни.

Красильными – называют растения, части которых содержат красящие вещества, используемые в разных видах промышленности.

Основная и дополнительная литература по теме урока

  1. Технология. 5 класс: учеб. пособие для общеобразовательных организаций / В. М. Казакевич, Г. В. Пичугина, Г. Ю. Семенова и др.; под ред. В. М. Казакевича. – М.: Просвещение, 2017.
  2. Дикорастущие полезные растения СССР. И. А. Губанов, И. Л. Крылова, В. Л. Тихонова. –М.: «Мысль», 1976.
  3. Сайт: https://zooclub.ru/flora/gruppy_poleznyh_rastenii.shtml.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Дикорастущие растения – это растения, которые растут и распространяются без участия человека. Этим растениям не нужен особый уход, они приспособились к естественной среде обитания.

Дикорастущие растения обладают большой энергетической ценностью.

Многие дикорастущие растения можно употреблять в пищу или использовать как сырьё в промышленности, из них делают лекарства, парфюмерию, косметику, получают красители и дубильные вещества.

Человек использует для своих нужд различные части растений: корни, стебли, листья, семена, плоды, соцветия.

Все полезные дикорастущие растения классифицируют разными способами:

1. Деревья, кусты, травы;

2. По основному способу их применения: пищевые эфирно-масличные, дубильные, лекарственные, смолоносные, камеденостные, красильные.

К пищевым дикорастущим растениям относятся те, части которых можно использовать в пищу. Например:

Ягоды: земляника, черника, малина, брусника, клюква;

Орехи: лещина, грецкий орех, кедровый орех;

Корни: корневище аира болотного, одуванчика;

Стебли: сахарный тростник;

Цветы и бутоны: жасмин, настурция, каперсник;

Листья: щавель, крапива, лебеда, сныть.

Дикорастущие растения, которые содержат высокие концентрации летучих веществ называют эфиромасличными растениями. Они представляют большую ценность для ряда производств – парфюмерно-косметического, фармацевтического, пищевого и других, благодаря содержащемуся в них эфирному маслу. Наибольшее количество эфирных масел содержится в цветках и плодах, меньше – в листьях, стеблях и подземных органах. Почти половина всех видов эфиромасличных растений в жарком климате: цитрусовые, гвоздичное дерево, лавровое дерево, коричное дерево, имбирь. В нашей стране собирают в дикорастущем виде в основном травянистые эфиромасличные растения: кориандр, шалфей, базилик, тмин, анис, пачули, укроп, аир.

Дубильные. Дубильные растения, или таниноносы, содержат в своих органах значительных количествах дубильные вещества (танины). Особенно дубильными веществами богаты ими растения тропиков. В нашей стране дубильные вещества встречаются главным образом у хвойных растений (ель, сосна, пихта, лиственница), таких лиственных растений как дуб, ива, каштан. Для промышленного производства дубильных экстрактов обычно используют кору дуба, кору ели и многих видов ив, листья скумпии и сумаха, корневища бадана и других растений. Получаемые из дубильных растений экстракты используются в кожевенной промышленности, для которой эти растения до сих пор сохранили свое значение. Особое значение имеют дубильные растения как лекарственные средства: плоды черники, корневища горца змеиного, лапчатки прямостоячей, например, обязаны своим лечебным действием содержащимся в них дубильным веществам.

Читать еще:  Буквицы лекарственной трава

Лекарственными называют растения, части которых используются людьми для лечения и профилактики различных заболеваний, для производства лекарств в фармацевтической промышленности.

Многие растения содержат химические вещества, оказывающие лечебное действие на организм человека. Это эфирные масла, дубильные вещества, алкалоиды, гликозиды и др. Дубильные вещества оказывают вяжущее, противовоспалительное и кровоостанавливающее средство; эфирные масла используют чаще всего как отхаркивающее и дезинфицирующее средство. К лекарственным растениям в широком смысле этого слова можно отнести и растения, содержание витамины. Для производства разных витаминов ежегодно заготовляется тысячи тонн плодов шиповника, облепихи, рябины, смородины — важнейших витаминоносных растений. Это далеко не полный перечень физиологически активных веществ, присутствие которых в растениях дает возможность применять их как лекарственные средства.

Современные исследования растений позволяют синтезировать необходимые вещества и производить лекарственные препараты без использования растительного сырья. Однако лекарственные растения до сих пор играют важнейшую роль в медицине. И сегодня многие заболевания лечат в первую очередь препаратами, полученными из растительного сырья.

Смолоносные растения. Смолы содержатся в разных органах растений в особых вместилищах. Они могут быть твердыми или жидкими. В нашей стране основной источник получения смол — хвойные породы, в первую очередь сосна; из нее подсочкой добывают живицу, в состав которой входят эфирное масло и смоляные кислоты. Из живицы получают скипидар, используемый в лакокрасочной промышленности и медицине, а также канифоль, которую применяют в мыловарении и целлюлозно-бумажной промышленности. Смолы употребляют также в парфюмерии и химической промышленности. Хотя в последние годы натуральные смолы стали вытесняться синтетическими, подсочка и получение живицы до сих пор играют огромную роль в лесохимическом производстве.

Камеденосные растения содержат камеди – вещества, способные полностью или частично растворяться в воде, давая клейкие растворы. У многих растений натеки камеди образуются на местах повреждений (на этом основана добыча камеди подсочкой). Самая известная камедь – «вишневый клей». Растения, образующие камеди, свойственны главным образом областям сухого климата, например, трагакант. Набухающие свойства трагакантовой камеди и её клейкость широко используются в фармацевтической практике для приготовления эмульсий, таблеток и пилюль. Трагакант находит широкое применение в различных отраслях промышленности. Камедь получают также из древесины лиственницы. Камеди находят применение в текстильной промышленности при окраске тканей, в медицине, парфюмерии, кондитерской, лакокрасочной и полиграфической промышленности.

Красильные растения содержат красящие вещества. Большинство красящих веществ растворяется в воде и органических растворителях. Красящие вещества содержатся в разных органах и тканях растений: корнях, корневищах, листьях, коре, древесине, цветках и плодах. Как красители используются лишь наиболее стойкие из этих веществ. Красильные растения раньше широко применяются в текстильной промышленности и ковроделии. Производство синтетических красителей сократило область применения природных красителей, однако в пищевой промышленности они сохраняют свое значение.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание 1. Укажите растения, относящиеся к группе культурных растений. Выберите несколько вариантов ответа.

Правильный вариант ответа: капуста, картофель.

Пояснение: Культурными называются растения, специально выращиваемые человеком, здесь это картофель и капуста.

Задание 2. Установите соответствие между названием группы растений и названием растений.

Правильный вариант ответа:

Пояснение: Травы – это многолетнее или однолетнее растение, не образующее одревесневающих стеблей. Кустарник – многолетнее древовидное растение, не имеющие во взрослом состоянии главного ствола. Дерево – многолетнее растение с одревесневающим прямостоячим главным стеблем – стволом.

Дикорастущие и культурные растения стр. 68 — 71

1) Вспомни, какие растения растут в природе сами по себе, а какие выращивают люди.

Сами по себе в природе растут многие растения, их называют дикорастущими. Ну а растения, которые выращивает человек называют культурными.

2) Рассмотри рисунки. Назови изображённые на них растения. Какие из них дикорастущие? (Накрой зелёными фишками.) Какие растения культурные? (Накрой жёлтыми фишками.)

Под цифрой 1 нарисована ветка березы. Береза — дикорастущее растение, накроем его зеленой фишкой.

Под цифрой 2 нарисован огурец. Это культурное растение, накроем его желтой фишкой.

Под цифрой 3 нарисован рогоз, он растет по берегам водоемов. Это дикорастущее растение, накрываем зеленой фишкой.

Под цифрой 4 также изображено дикорастущее растение крапива, это сорняк. Накрываем зеленой фишкой.

Под цифрой 5 показан колос пшеницы. Из пшеницы получают хлеб. Это культурное растение, отметим желтой фишкой.

Читать еще:  Какую траву дают курам несушкам

Под цифрой 6 изображен цветок астра. Его выращивают для красоты. Это культурное растение, отметим желтой фишкой.

3) Приведите примеры дикорастущих и культурных растений вашего края.

Пример дикорастущих растений нашего края: подорожник, репейник, клен, ива, осина, боярышник, лютик.

Пример культурных растений нашего края: рожь, кукуруза, арбуз, виноград, морковь, кабачок, слива, яблоня.

4) Подумайте, для чего люди выращивают культурные растения. На какие группы их можно разделить?

Культурные растения люди выращивают, чтобы удовлетворить свои потребности в пище, но не только. Некоторые культурные растения выращиваются ради их волокон, из которых делают нити. Другие выращивают ради получения масла или сахара. Третьи идут исключительно на корм скоту.

Группы культурных растений для 2 класса

Культурные растения можно разделить на несколько групп.

По их назначению:

Овощные, плодовые, зерновые, прядильные, декоративные.

По группам растений их составляющих:

Деревья, кустарники, травы.

5) На уроке Серёжа начал составлять вот такие схемы. Определите, по каким признакам Серёжа разделил культурные растения на группы.

В первой группе Сережа разделил растения по группам растений, во второй группе по их видам.

6) Помогите Серёже закончить схемы. Для этого назовите ещё 1 — 2 растения каждой группы.

Деревья: яблоня, слива, абрикос, персик

Кустарники: смородина, малина, калина, вишня.

Травы: помидор, огурец, картофель, морковь, лук

Овощные: лук, морковь, репа, картофель, кабачок

Плодовые: груша, яблоня, слива, абрикос

Зерновые: пшеница, рожь, ячмень, просо

Декоративные: флокс, астра, роза, тюльпан, калина

Прядильные: лён, конопля, хлопок, джут

7) В книге «Великан на поляне» (с. 101 — 103) найди и прочитай легенды о растениях, которые в народе называют «кукушкины слёзки» и «одолень — трава». Почему появились эти названия?

По легенде, название растения кукушкины слезы появилось очень давно. Когда одна мать, устала от непослушных сыновей и превратилась в кукушку. Она полетела в лес, и роняла слезы, которые стали пятнышками на листьях этого растения.

Название растения одолень — трава появилось также очень давно. Тогда люди верили, что корни этого растения могут одолеть любую беду и брали их с собой в дальний путь.

8) Придумай сказочную историю о дикорастущем или культурном растении, которое тебе нравится.

Сказочная история о дикорастущем растении «Крапива» для 2 класса

В давние времена крапива не была жгучей. Она имела очень мягкие и нежные листья. Люди не любили крапиву, потому что не видели от нее пользы, а потому вырывали ее и уничтожали, чтобы она не мешала расти другим растениям.

Стало крапиве очень обидно от такого к ней отношения. Много слез она пролила над несправедливостью. И попросила тогда крапива богиню Флору, чтобы та сделала ее полезной или как-нибудь защитила от бесчинства людей.

Пожалела Флора крапиву, ведь для нее все растения были любимыми детьми. И сделала Флора так, что листья крапивы стали жгучими, как слезы, которые она проливала, когда ее топтали и вырывали. И каждый человек, хватаясь за крапиву сразу отдергивал руку.

Но чтобы крапива не осталась совсем бесполезной, Флора сделала так, что из ее молодых листьев люди стали варить вкусный суп, а старые ветви стали использовать для наказания сорванцов, которые плохо относились к растениям.

Сказочная история о культурном растении «Огурец» для 2 класса

Жил в лесу огурец. Было это тогда, когда люди еще не знали о его вкусе и не умели его выращивать.

Зато все дикие животные хорошо знали, каким вкусным и сочным бывает огурец. И поедали огурцы везде, где находили.

Скоро совсем мало осталось огурцов в природе, все их поели животные. И решили тогда оставшиеся огурцы искать защиты у людей. Обратились огурцы к человеку, который продирался сквозь чащу, и предложили ему сотрудничество.

Обещали огурцы всегда кормить человека своими плодами, если тот станет защищать их от диких зверей, и будет за ними следить и ухаживать.

Попробовал человек огурец, понравилось. Согласился он с предложением огурцов и перенес их в свою деревню.

Там и стали расти огурцы, кормить и поить человека, а человек стал их охранять, полоть, поливать, откладывать семена. А дикие звери подходили к забору, смотрели на цветущие огурцы и сильно завидовали.

Домашнее задание

1) Объясни, какие растения называют дикорастущими, а какие — культурными.

Дикорастущими называют растения, которые растут в природе, без участия человека.

Культурными называют растения, которые выращивает для своих целей сам человек.

2) Расскажи, для чего люди выращивают культурные растения.

Культурные растения дают человеку пищу, продукты питания, ткани, масло, сахар, идут на корм скоту, доставляют эстетическое удовольствие, радуют красотой.

3) Как с помощью схем можно показать разнообразие культурных растений?

Пример схемы, показывающей разнообразие культурных растений:

Пример схемы, показывающей разнообразие культурных растений.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×