Semka-dreva.ru

Выращивание и уход за растениями
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Березовый сувель фото

KnifeHelp

/ Кап и Сувель

  • Главная
  • Анатомия ножа
  • Ножны
  • Мастерская
  • Материалы
    • Ножевые стали
    • Металлы
    • Дерево
      • Обработка дерева
      • Породы дерева
        • Кап и Сувель
        • Русско — English
        • A — F
        • G — L
        • M — R
        • S — Z
        • Красное дерево, Черное дерево.
    • Другие материалы
  • Процесс изготовления
  • Заточка
  • Темляк
  • Ковка
  • Дамасская сталь
  • Булат
  • Мокуме Гане
  • Ювелирное дело
  • Травление
  • Химия
  • Ножевой бой
  • Ножевые интернет ресурсы
  • Онлайн магазины
  • Чертежи
  • Книги
  • Делаем первый нож
  • Национальные ножи
  • История ХО
  • Нож. Общая информация.
  • Knifehelp благодарит
  • Последние обновления

Кап и сувель. Родная экзотика.

Рано или поздно, но втянувшемуся в увлекательное дело изготовления ножей, хочется использовать на рукояти что-то красивее, чем родные бук, орех или вишня. Каталоги магазинов для ножеделов пестрят экзотическими названиями и фотографиями необычайной красоты и рисунка деревяшек. Стоят все эти «Амбоина Бурлы» не так, чтобы очень дешево…

Но и в наших северных лесах, можно найти древесину, которая по красоте, вряд ли уступит австралийской экзотике. Речь пойдет о КАПЕ и СУВЕЛИ.

Для начала надо определиться, что есть что? Некоторые источники утверждают, что кап и сувель – одно и то же. Я с этим не согласен.

Кап — округлый вырост на стволе или ветке образованный мелкими древесными узелками придаточных и спящих почек. На поверхности выроста могут быть, да и чаще всего, именно так, множество мелких побегов, веточек. Капы встречаются преимущественно у лиственных пород: дуб, орех, клён, тополь, но чаще всего – на березе. В дальнейшем именно о ней и будем говорить.

Если повезет, можно найти ветвевой кап – эдакий шар, растущий на нетолстой ветке. Он небольшой, как и все капы, и, в отличие от сувели, имеет «игольчатую» структуру и очень мелкий, ярко выраженный рисунок в виде точек, черточек.

Чаще встречаются наросты на стволах .

А еще чаще – прикорневой кап, «капокорень» — он может быть и очень большим, но рисунок этого «гиганта» не такой выраженный и контрастный.

Под корой нароста поверхность дерева неровная, на ней множество выступов в виде шипиков, бугорочков.

Древесина капа на 50 — 70% более плотная, чем древесина самого дерева, волокна переплетающиеся, разнонаправленные, плюс большое количество более темных вкраплений, образованных «спящими» почками , поэтому кап необычайно красив и на поделках, и на рукоятях ножей.

Обрабатывается из-за «витой» структуры тяжело, но этот дар природы того стоит.

По некоторым оценкам, 1 дерево с капом приходится, в среднем, на 3000-5000 обычных деревьев без капа.

Поэтому найти «достойный» кап достаточно тяжело… В отличие о сувели.

Сувель образована разросшимися годовыми кольцами дерева. Структура нароста, как понятно из названия (еще называют свиль) – витая, вызванная перекрученными годовыми кольцами.

Достигает огромных размеров. В Ватикане стоит купель, вырезанная из одного нароста. Но, по моему наблюдению, чем сувель мельче, тем более насыщен ее рисунок. Под корой нароста поверхность бугристая, но без «шипов», как на капе, а в виде крупных, плавно перетекающих впадин и «холмов». Сувель хорошо полируется, и, отполированная, пропитанная льняным маслом, например, древесина, очень красива – она как бы светится изнутри, рисунок разнонаправленный, с перламутровым отливом.

В обработке тоже сложна, но, легче, чем кап.

СПИЛИВАТЬ НАРОСТЫ ЖЕЛАТЕЛЬНО В СУХОЕ ВРЕМЯ ГОДА, ИДЕАЛЬНО — В КОНЦЕ АВГУСТА, НАЧАЛЕ СЕНТЯБРЯ, ДО НАЧАЛА СОКОДВИЖЕНИЯ.

Место спила необходимо защитить — закрасить краской, густой известью.

DaShiftman › Блог › Моддинг. Флешка из березовой сувели. часть 1.

Всем привет! Начну понемногу писать в блог, т.к. в свободнок время увлекаюсь моддингом, то решил, что первый пост будет именно этот, кто то наверно уже видел этот пост в тырнете, в частности те кто бывает на сайте моддинг ру, поэтому лисапед придумывать не стану и просто скопипастю сюда свою работу.

Т.к. живу в Сибири то преобладающие породы у нас — береза, ель, сосна, лиственница. Остановился на использовании березового капа или сувели. Точно определился уже потом, когда к родителям в село приехал, а они как раз березовые дрова заготавливали, и вот на одной чурке был замечательный нарост, который с отцом с трудом спилили бензопилой (уж больно плотная древесина была).
Привез домой в город, прочитал как в кратчайшие сроки высушить древесину и по методу «Сержанта» начал действовать. Закинул в старую алюминиевую кастрюлю, насыпал соли до такой степени чтобы уже просто не растворялась, опилок хвойных пород не было, зато были небольшие обломки от брусочков ели, наломал, нарезал помельче закинул, варил, чтобы только только вода закипала, часов 8.

Читать еще:  Корейская травоядная свинья

Сувель

Сувель (свиль) — как ясно из названия, нарост получил название из-за своей структуры. «Витая структура»,

это ещё мягко сказано. Сувель представляет собой каплевидный или шарообразный нарост на дереве (также есть кольцевая разновидность, охватывает ствол дерева по периметру), растет обычно быстрее самого дерева раза в 2-3. При распиле имеет текстуру близкую по рисунку к мрамору и перламутру (это основной признак отличия от капа; в будущем не путать сувель и кап). Наличие перламутровых разводов на отшлифованном дереве создают прекрасную переливающуюся, светящуюся изнутри картину. Свиль также плохо обрабатывается, как и кап, но не так тяжело. Размер варьируется от размера ореха до 1,5 метров в высоту (сам такой видел на берёзе ) и до 2 метров в диаметре (кольцевая сувель, охватывала ствол дерева полностью).

В Ватикане стоит купель значительно больше метра в диаметре, вырезанная из единого куска сувели. Сам сидел однажды в кресле, вырезанном из сувели. Прекрасно держит тонкую резьбу, но резать сувель не рекомендуется. Лучше отшлифовать и покрыть лаком (пропитать маслом). Изделие только от этого выиграет.

Наиболее ценной считается корневая или комлевая свиль. Наличие тёмных прожилок и четко выраженных перекрученных годовых колец. Это сказка. КРАСИВО, этим всё сказано. Ствольная сувель отличается более тонкой текстурой и более тонким «морозным» рисунком. И более светлой древесиной. По прочности комлевая сувель немного превосходит ствольную из-за особенности строения ствола дерева. Сувель прочна, красива, легко полируется и шлифуется. Хорошо просушенная и обработанная начинает «светиться» изнутри (при грамотной пропитке маслами дерево становиться похожим на янтарь и даже немного прозрачным). Обычно имеет цвет от нежно-жёлтого или розовато-коричневого до совсем охристо-коричневого. Всё зависит от условий и времени сушки. Кап имеет те же цвета.

Как видно, сувель на кап не похож совершенно.

Чага — это гриб (не путать с грибом-трутовиком) и он нам не нужен для наших целей.

Заготовка

Где искать наросты. Естественно в лесу. НО! Определённых мест произрастания нет, они растут спонтанно, и самые красивые наросты найдёт самый глазастый и настырный. Это занятие сродни охоте за грибами — кто больше и дальше обегал лес, тому и больше досталось.

Спиливаем нарост. Делаем это острой пилой. Иначе пилить замучаешься, и дерево начнёт лохматиться. Кору не счищаем.

Выделяю красным:

    Если нарост является «стволообъемлющим» или капокорнем, то правильнее воздержаться от его спиливания — дерево может погибнуть. Подобные капы и свили желательно приобретать при легальных лесозаготовках, когда дерево все равно обречено.

Спиливать наросты желательно в сухое время года, идеально в коце августа, начале сентября, до начала сокодвижения.

  • Не забываем замазать срез на дереве масляной краской или воском, или чем-то подобным.
  • Сушка

    Итак, как сушить? Методом «запаривания». Сразу скажу что этот метод подходит для небольших кусков дерева: где-то в половину футбольного мяча или небольшого поленца.

      Берём ненужную кастрюлю (ведро), и кидаем туда деревяку. Кастрюлю нужно брать именно ненужную, так как в процессе варки образуется весьма хитрый отвар, который потом отмывать очень хлопотно. Лучше деревяку почистить от всяких лохмотьев бересты и других хрупких и болтающихся цастиц — всё равно отвалятся.

    Я рассматриваю именно берёзовый нарост, как наиболее доступный и красивый. Остальные наросты варят по той-же технологии. Полено соответственно чистят от всякого мусора и хрупких частиц. Наливаем воду. Это удобно делать гранёным стаканом (в нём 250 мл). Вода должна накрывать деревяку примерно на сантиметр-два. Дерево, естественно, всплывает, но прижмем ко дну и всё увидим. Воду наливать без разницы какую, холодную или горячую — всё равно закипит. В кастрюльку можно накидать деревяк сколько не жалко, важен объём отдельной деревяки, а не суммарный объём девесины.

    Берём поваренную соль, какую не жалко. Не суп варим. На литр воды сыпем 2 большие столовые ложки
    с верхом соли. Можно и больше, сколько не жалко, ничего страшного, переборщить невозможно. Главное чтоб вода была приторно соленой. Можно использовать морскую чистую воду (именно чистую, а то будет противно пахнуть тиной). Соль будет тянуть соки из дерева, но дерево не пропитает.

    Находим опилок смолистых пород древесины. Ель, сосна, проще всего достать. Берем пилу: и вперёд. Нам нужно две мощных горсти опилок (опилки загребаем двумя руками). Именно опилок, а не стружек от простого ручного рубанка. Стружки подойдут от электрорубанка (можно раздобыть на ближайшей лесопилке или настрогать самому). Я их всегда и использую. Они достаточно мелкие и их обычно можно много и легко получить. Чем больше смолы в опилках, тем лучше. И чем мельче опилки, тем лучше. Засыпаем в кастрюлю. Опилки придадут сувели приятный охристый цвет. От нежно розово-жёлтого до охристо-коричневого. А также смолы добавят древесине прочности и проявят текстуру.

    Читать еще:  Болотные травы фото

    Когда вода закипит, убавляем огонь и оставляем кипящим на 6-8 часов, можно и побольше, на сколько хватит терпения. Если кастрюлька большая, то можно и не убавлять пламя, пусть вода бурлит и пузыриться. Но смотреть нужно, чтоб вода не выкипела полностью. Соль, опилки, температура и время сделают свою дело. Воду подливаем по мере необходимости. В процессе варки образуется красный «бульончик». И накипь. Накипь лучше сразу удалять. Она отмывается очень сложно.

    Прошло 6-8 часов (в зависимости от размеров куска дерева). Вынимаем деревяку. Промываем под струёй воды от опилок. Воду из кастрюли
    вываливаем за ненужностью, но можно оставить и на следующий раз, если есть где хранить. Но выливать воду проще. Нарост закидываем
    на шкаф, ничем на оборачивая. На сутки-двое, пусть остынет.

    Процесс варки и сушки повторяем 2-4 раза в зависимости от объёма деревяки. Для ускорения процесса можно использовать скороварку. Время снижается до 4-6 часов.

    При последней варке нужно шустро ободрать кору, пока дерево горячее. Хотя она сама должна к этому времени отвалиться. Осторожно. Горячо. Используйте перчатки!

    Закидываем на шкаф на неделю-две. Дерево в принципе уже высохло, но пусть уйдёт оставшаяся влага. Дерево ‘»ривыкнет» к атмосфере. После окончательной просушки дерево станет похожим на кость, и его можно будет резать, пилить, шлифовать. Запаха постороннего никакого не будет. Будет пахнуть только деревом.

    В процессе ускоренной сушки древесины нужно помнить, что могут отразоваться небольшие трещины, и поэтому нужно давать
    припуск на их удаление в последующей обработке.

    Ещё раз напоминаю, что большие куски так сушить нельзя. Треснут. Обязательно. Проверено.

  • После окончательного привыкания дерева к атмосфере, выполняем из него изделие. Пропитывать сувель и кап желательно маслом, и, если
    есть желание, то и воском тоже. Дерево проявит текстуру, «заиграет», что называется, проявиться вся его внутренняя красота.
  • Если возникнут вопросы или какие-то уточнения по поводу вышеописанной технологии, отвечу по мере сил и возможностей.

    Березовый сувель

    Заготовка, сушка, обработка березового сувеля

    Текстура

    Материал, который издавна известен на территории России как древесная кость.
    Это нарост, см фото 1, (или наплыв, как его ещё называют) на Берёзе, который образуется на стволе дерева по разным причинам. Например, погодные условия, климатические воздействия окружающей среды. Ещё, такого эффекта можно добиться искусственно, обмотав ствол, на пример проволокой, со временем он обрастет Сувелью. Костью её называли из-за того, что после тщательной полировки и пропитки различными маслами, дерево приобретает костный вид, и её тонкие части просматриваются насквозь.

    Фото 1. Вид Сувели после спила. На вид напоминает шишку или наплыв. Изначально сложно судить о внутреннем виде древесины после её распила.

    В большинстве случаев, при правильном распиле, можно наблюдать удивительные явления, а именно переплетение волокон древесины которые образуют перламутровые участки разные (неповторимые) по рисунку и направлению, которые в прямом смысле светятся, отражая в себе дневной свет. Рисунки и цвета могут быть разные, в основном это розово-жёлтый, соломенный, или коричневато жёлтый цвет с глубоким перламутровым свечением на срезе, в некоторых случаях попадаются экземпляры с темно коричневым цветом с присутствием болотно-зелёных оттенков. Такая цветовая гамма объясняется тем, что древесина произрастает в разных условиях и местности, например: Если нарост был спилен в сильно заболоченной местности, то не исключён тот факт, что цвет древесины скорей всего будет коричневато-зелёный. Или ещё один пример: Если Сувель находится на комлевой части дерева (комлевая часть ствола это та часть, которая находится на 10 – 15 см под землёй и 15 — 20 см над ней, это в среднем) и она покрыта мхом, то вероятней всего он будет тёмно коричневый с присутствием бледно розового оттенка, либо соломенно-жёлтый — золотистый с тёмно коричневыми годичными кольцами — то есть присутствие тёмных оттенков будет доминировать, но не всегда.

    Читать еще:  Картофель под соломой

    Фото 2. Редкий и ценный экземпляр Сувели естественной сушки сроком около 1,5 года. На фото Вы видите лучевое свечение волокон при дневном свете. Это свечение называется «Перламутром», оно может быть разных видов, от четких перламутровых лучей и до тех которые Вы видите на остальных изображениях, разнообразию нет предела.

    Фото 3. Этот образец то же относится к редким, его основное отличие от того, что на фото 2, это мраморная текстура и технология сушки, его высушили быстрым способом, а именно варкой в солёном растворе. На фото отчётливо видно чем он отличается от того, что на фото 2 , тот что высше имеет в общей сложности соломенный или золотистый цвет а на фото 3 цвет преимущественно коричнево розовый.

    Фото 4. Здесь вы видите вид который то же относится к редким, но встречается чаще чем те, что на фото 2 и 3.

    Фото 5. На этом фото, перламутровые разводы которые называются пепельными или стеклянными. Этот вид встречается чаще всего, но ценность его от этого не теряется, ведь у всех вкусы разные. Кому-то нравится лучевое сечение, а кому-то светящиеся пепельные разводы.

    Фото 6. Это, как мы уже поняли, лучевое направление волокон с присутствием пепельных разводов. (смешанный тип)

    Фото 7. Образец, который на вид смотрится как простой, но на самом деле это не так, это то же редкий вид, произрастающий в основном на болотных топях, от чего и имеет такой цвет.

    Фото 8. Это пример того, как смотрится Сувель в готовом виде (изделии) в сочетании с рогом северного Олени и металлами. Нож работы Валерия Соколова «Svalbard», выполненный в Скандинавском стиле.

    Ещё, общий вид этой древесины зависит от вида сушки, (на качество изделий это не влияет), существуют несколько вариантов высушивания.
    1. Естественная, это когда древесина высохла в естественных условиях, без участия человека, т.е после спила со временем, дерево высохло само по себе.
    2. Старый Русский способ быстрой сушки, древесину вываривают в солёном растворе несколько часов, после снимают кору и кладут в тёмное и сухое место на несколько недель, это минимум, да же после этого она вполне пригодна к обработке.
    Заметные различия после таких видов сушки, это цвет. При естественной сушке дерево остаётся естественного цвета, а после варки приобретает нежно розовый или морковный оттенок, это уже на любителя, кто как хочет, тот так и сушит. В умелых руках человека, у которого всё в порядке с фантазией, любая деревяшка будет сиять и дорого выглядеть, стоит только сильно захотеть и подключить своё воображение.

    Сувель – это материал, из которого можно делать различные предметы, например женские украшения в виде кулонов серёжек, заколок и браслетов, это зависит от того, на сколько у человека развита фантазия. Раньше, да нет, не только раньше и сейчас некоторые энтузиасты из неё делают столовые приборы, вполне пригодные по своему прямому назначению, взять к примеру Скандинавские “Куксы”, это что-то на подобие наших кружек, только из дерева, лучше материала чем Сувель для этого не найти.
    Но самое главное, этот материал больше всего подходит для изготовления рукоятей ножей. Благодаря её неотъемлемым качествам, таким как твёрдость, плотность, легкость в обработке и полировке, неповторимой текстуре, разнообразию цветовых оттенков, красоте перламутровых переплетений и.т.д. Ясно одно, что этот материал ни когда не надоест, хотя некоторые со мной не согласятся, это их право. Раньше я делал рукояти только из экзотических пород древесины, но они меня быстро утомили своей монотонностью и однообразием, хотя каждому своё и кто-то скажет, и будет утверждать обратное. Но я точно усвоил для себя, лучшего сырья чем Берёза и то, что она нам дарит в виде Капов, Сувелей, Свилей, Комля и корневой части, нет.

    Все образцы, которые Вы видите в виде брусков, отшлифованы и отполированы, после, обработаны маслом для полока. Это позволяет сохранить естественный цвет древесины и предохранить её от попадания влаги и загнивания + обработана карнаубским воском.

    Материал использован с http://www.zadi.ru

    Разнообразие Сувели очень богато, я бы сказал бесконечно, этот материал сочетается практически со всеми видами древесины, кости, металлов и.т.д.

    голоса
    Рейтинг статьи
    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector