Semka-dreva.ru

Выращивание и уход за растениями
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что можно сделать из семян клена

Интегрированный урок.»Изготовление цветка из семян клена»

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Помогает проект «Инфоурок»

Тема:«Изготовление цветка из пластилина и семян клена»
Цель: Изготовление цветка из пластилина и семян клена.

Задачи: — учить раскатывать шар круговыми движениями ладоней;
— развивать зрительное внимание; развивать слуховое внимание и мыслительные операции в процессе отгадывания загадок; развивать мелкую моторику пальцев рук при выполнении пальчиковой гимнастики и изготовлении цветка;
— воспитывать интерес к работе с пластилином; воспитывать аккуратность, дружеские отношения и дисциплинированность.

Оборудование: пластилин желтого цвета; клеенки, салфетки бумажные, клей ПВА, предметно-операционные карты, природный материал (семена клена)
мультимедиа проектор

I. Организационный этап

Прозвенел для нас звонок,

Начинается урок занимательного труда. ЗАРЯДКА

Проверим готовность нужных нам на уроке материалов.

( называю поочередно, а дети слегка хлопают в ладоши, подтверждая готовность ) Клеёнка, клей, учебник математики, салфетка, дощечка, книга для чтения, дневник, игрушки.
— Ребята, выберите тот цветок, какое у вас сейчас настроение. (веселые ромашки, кактусы – дети берут цветы выбранные на свои парты или крепят их в определенное место) в конце урока все кактусы нарядятся в цветы.

— Поприветствуйте друг друга доброй улыбкой! Обменяйтесь дружеским рукопожатием и пожелайте др. др. удачи!


1. Эмоциональная установка на успех предстоящей работы

— Какой сегодня день недели? ( ). Уч: …. число.(на доске записано)

— А за окном время года… ( дети: зима)

— Зимой природа находится в состоянии покоя. Спит природа, укутавшись в одеяло белого снега. (слайд №1)

— Красиво, но немного грустно от монотонности белого цвета.

— Предлагаю помечтать о лете, о ярких его красках.

— Назовите краски лета. Слайд №2

Что делает природу яркой, нарядной, красивой? (ответы детей)

Сегодня на уроке мы сделаем цветы из… Угадайте… (загадка)

Я весь мир слепить готов —
Дом, машину, двух котов.
Я сегодня властелин —
У меня есть. (пластилин)

— Правильно, материал, с которым мы будем работать , изготавливать цветы- пластилин .
( раздать каждому на парту пачку пластилина после того, как назовут отгадку)

Т.Б. работы с пластилином . СЛАЙД 3

А вот и полянка. ( макет полянки). Наша с вами задача, чтобы к концу урока зеленая полянка запестрела яркими цветами.
— Вот такой цветок мы с вами будем делать.

(Показ образца цветка из пластилина и семян клена.)

— Ребята, посчитайте, сколько лепестков у цветка? ( 7) Подул ветерок и 3 лепестка улетели. Осталось? ( 4 ) С облетевшими лепестками цветок стал не очень красивым. Вам нужно будет постараться изготовить цветок цветущим. Значит, сколько лепестков нужно будет сделать для цветка?

— А чтобы на, цветочек не грустил в одиночестве, мы поможем найти ему друзей.

— Попробуйте угадать, назвать друзей цветка.
Отгадывание загадок (по мере отгадывания, на экране на поляне появляются по одному цветы, в итоге получится цветущая поляна)
СЛАЙД 5
Синенький звонок висит
Никогда он не звенит. ( колокольчик)

Есть один такой цветок
Не вплетешь его в венок
На него подуй слегка
Был цветок и нет цветка. (одуванчики)

У желтенького солнышка, лучи не горячи,

У желтенького солнышка, белые лучи (ромашка)

Длинный тонкий стебелёк,
Сверху – алый огонёк.
Не растенье, а маяк –
Это ярко-красный … (мак)

Из луковки вырос,
Но в пищу негож.
На яркий стаканчик
Цветок тот похож. (Тюльпан)

— Посчитайте, сколько цветов хотят подружиться с нашим цветочком (показать свой образец)

— Что можете сказать о цветах на полянке? (яркие, красивые…)

— Скажите, а каким вы хотите увидеть свой цветок? (красивым, добрым)

— Отличное качество . Молодцы! Только добрый человек заметит доброе в другом.

— Вот и постарайтесь сейчас, чтобы ваш цветочек получился и красивым, и добрым.

Физкультминутка «На лугу растут цветы»
— А сейчас предлагаю перевоплотиться в цветы и немножко отдохнуть.

На лугу растут цветы
Небывалой красоты. (Потягивания — руки в стороны.)
К солнцу тянутся цветы.
С ними потянись и ты. (Потягивания — руки вверх.)
Ветер дует иногда,
Только это не беда. (Дети машут руками, изображая ветер.)
Наклоняются цветочки,
Опускают лепесточки. (Наклоны.)
А потом опять встают
И по-прежнему цветут.

А теперь работа для язычка. Скороговорка «В цветнике цветут цветы»Слайд №6


Анализ готового образца.

— Скажите, какого цвета наш цветок? (желтого).

— Значит, какого цвета нам понадобиться пластилин? (желтого).

— А что вы знаете про пластилин? (он может быть твердый или мягкий, он пластичный, из него можно лепить и т.д.)

— Вы сказали, что пластилин бывает твердый или мягкий. Сейчас наш пластилин твердый и имеет форму КАКУЮ? (прямоугольника ).

А какие формы понадобятся нам для изготовления цветка? Слайд 7

— Какой формы лепестки? (овальные)

— Какая форма у цветка выполнена из пластилина?

Что нужно сделать с пластилином, чтобы он стал мягким?

— Ребята, посмотрите, а что еще есть у нашего цветочка? (лепестки и листики).

— Правильно. А вы знаете, какого дерева это семена? (клена). Слайд №8

— Ребята, какого цвета лепестки? (зеленого).

Значит, какого цвета нам понадобиться бумага? (зеленого).

Работа с технологической картой. Слайд 9

— Итак, чтобы изготовить цветок, нужно: (Дети говорят, а только потом на экране появляется этап – рисунок)

1. Скатать шарик . Какого цвета? Желтого.

2. Вкалывать крылатки клена в шарик из пластилина .

3. Приклеить листик к стеблю.

4. Соединить цветок со стебельком.

— Проведем гимнастику для наших пальчиков « Цветок».

Вырос высокий цветок на поляне,
(Руки в вертикальном положении, ладони друг к другу, развести пальцы и слегка округлить их.)

Дружно дают под землей корешки.
(Ладони опустить вниз и тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы развести.)


Изготовление поделки.

— Приступаем к работе. Таблица – помощница перед вами на экране. ( Поэтапное построение)

Наш урок подходит к концу. Меня радует ваша работа! А кто радуется своей работе ? Чей кактус без настроения готов зацвести. Сделайте его цветущим!

Подведение итогов.
— Поместите свои цветочки на полянку. (каждый подходит и ставит свой цветок.

Кому понравился урок, работа, которую он выполнил, прошу аплодировать! Вы у меня настоящие МОЛОДЦЫ! Спасибо всем за отличную работу на уроке .

Как вырастить клён из семян в домашних условиях советы

Одним из самых красивейших деревьев считается клен. Его воспевали поэты, писали живописцы, изображение его резного листа находится на флаге Канады. Удивительно красивые, имеющие разную окраску, кленовые листики радуют взоры прохожих.

Краснолистный клен

Созревание, сбор и подготовка семян к посадке

Разные виды клена размножаются различными способами. Это может быть черенкование или прививки, семена. Созревают семена клена в августе, а осыпаться на землю они начинают с наступлением осени. Желающим вырастить дерево клена собственноручно, нужно собрать их, отыскав среди опавшей листвы.

Семечка клена имеет вид двойной плоской крылатки с парой крылышек. Сам плод состоит из двух частей, где каждое семя оголено и содержит зеленый крупный зародыш.

Читать еще:  Сосна из семян в домашних условиях

Сегодня насчитывается около 150 видов кленов, большая часть которых произрастает в Северной Америке. Хорошо себя чувствует клен как в тропической местности, так и в северных районах. Кленовые семена высаживают как весной, так и осенью. Чтобы посадить их весной, их готовят с осени, создавая им искусственную зиму, уложив в холодильник в емкость с влажным песком. В этих условиях семена сохраняются до двух лет. С наступлением весны, с апреля по май, семя можно сажать в грунт. Перед посадкой рекомендуется замочить в перекиси на двое суток, так они быстрее прорастут, Приблизительно через три недели.

При осенней высадке выбирается место на участке, тихое и солнечное, выкопать ямку 70 см в глубину и 50 см в ширину. В эту ямку вносится песочно-торфяная смесь, смешанная с землей от копания. Семена закладываются на глубину четырех см и вверх крылышками.

Растет саженец медленно, в годовалом возрасте дерево может достигать в высоту 80 см. Саженец требует хорошего полива. Выращенный из семечка красавец, создаст отличную тень своей шикарной кроной и место для отдыха, а семена и листья помогут в лечении почечных заболеваний и колик, бронхитов и герпеса и пр. Клену присуща положительная энергетика, а выращивание его из семечка, долгосрочный вклад для потомков.

Сахарный клен

По мнению биологов, для нормального роста, семена клена для посадки нужно брать либо местные, либо же из схожего климата, сажать в суглинистые легкие почвы, поливать и защищать от северного ветра.

Какие существуют способы по выращиванию семян?

Метод холодной стратификации

Данным способом из семян выращивается множество видов клена. В их число входят клены:

  • американский
  • японский
  • норвежский
  • крупнолистный
  • сахарный.

Семена подбираются не испорченные и неподгнившие, а пересохшие предварительно замачиваются.

Благодаря этому методу, семена прорастают достаточно быстро. Для семян понадобится маленький пластиковый пакетик, наполненный материалом для выращивания, состоящим из песка, торфяного мха или вермикулита или бумаги. Для предотвращения грибка, желательно иметь стерильный материал. Для увлажнения, в смесь для посева добавляется немного воды. А для профилактики плесени, необходимо добавить самую малость фунгицида.

Далее семена фасуются по 25 штучек в пакетик, который нудно прогладить ладонью для удаления воздуха и закрыть на застежку. Пакетики укладываются в холодильник, где они выдерживаются при температуре от 1 до 4 градусов тепла, способствующей прорастанию. Некоторые виды достаточно привиредливы и расхождение температуры в пару градусов негативно скажется на произрастании семян, К примеру, семечка американского клена комфортно чувствует себя при +5 градусах, а семенам красного клена достаточно +3 градуса.

Большинство видов семян находятся в холодильнике на протяжении 3-4 месяцев, а вот крупнолистному клену достаточно 40 дней. Каждые четырнадцать дней пакетики нужно проверять на предмет излишка или нехватки влаги, наличия плесени и пр. При начале роста, семена вынимаются из холодильника. Проросшие семена высаживаются во влажную почву на глубину 1,5 см. Чтобы росток гарантированно прижился, семена можно высадить на время в лоток.

Метод холодной и теплой стратификации

Данный способ хорошо подходит для горного и азиатского видов с очень жесткой оболочкой, нуждающейся в лечении в виде надреза, замачивания в перекиси, в теплой воде. На протяжении двух месяцев, семена хранятся при температуре от 20 до 30 градусов. Далее семена подвергаются вышеописанному методу холодной стратификации.

Произрастание семян клена непосредственно в почве

У некоторых видов кленов, например, серебряных, сброс семян происходит при начале вегетации. В спячку эти семена не впадают, дополнительный уход им не нужен. Сажать семена нужно практически после сбора и они быстро прорастут. Посадка заключается в укладывании семян во влажную почву, перемешанную с опавшими листьями без дополнительного ухода.

Некоторые семена могут в первый год посадки не дать роста, а прорастут лишь на следующий. При прорастании малого процента семян, есть вероятность, что они были испорчены. В этом случае желательно высадить новые.

Клен, выращенный из семя, может вырасти до 30 метров высотою.

Определившись с желаемым типом клена, приобретаем или сами находим и собираем семена, теперь вырастить клён из семян в домашних условиях для вас не составит труда. Благо, что в нашей стране есть большой выбор сортов этого сказочного дерева.

Выращенное дерево будет радовать вас и потом ваших внуков!

Интегрированный урок.»Изготовление цветка из семян клена»

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Помогает проект «Инфоурок»

Тема:«Изготовление цветка из пластилина и семян клена»
Цель: Изготовление цветка из пластилина и семян клена.

Задачи: — учить раскатывать шар круговыми движениями ладоней;
— развивать зрительное внимание; развивать слуховое внимание и мыслительные операции в процессе отгадывания загадок; развивать мелкую моторику пальцев рук при выполнении пальчиковой гимнастики и изготовлении цветка;
— воспитывать интерес к работе с пластилином; воспитывать аккуратность, дружеские отношения и дисциплинированность.

Оборудование: пластилин желтого цвета; клеенки, салфетки бумажные, клей ПВА, предметно-операционные карты, природный материал (семена клена)
мультимедиа проектор

I. Организационный этап

Прозвенел для нас звонок,

Начинается урок занимательного труда. ЗАРЯДКА

Проверим готовность нужных нам на уроке материалов.

( называю поочередно, а дети слегка хлопают в ладоши, подтверждая готовность ) Клеёнка, клей, учебник математики, салфетка, дощечка, книга для чтения, дневник, игрушки.
— Ребята, выберите тот цветок, какое у вас сейчас настроение. (веселые ромашки, кактусы – дети берут цветы выбранные на свои парты или крепят их в определенное место) в конце урока все кактусы нарядятся в цветы.

— Поприветствуйте друг друга доброй улыбкой! Обменяйтесь дружеским рукопожатием и пожелайте др. др. удачи!


1. Эмоциональная установка на успех предстоящей работы

— Какой сегодня день недели? ( ). Уч: …. число.(на доске записано)

— А за окном время года… ( дети: зима)

— Зимой природа находится в состоянии покоя. Спит природа, укутавшись в одеяло белого снега. (слайд №1)

— Красиво, но немного грустно от монотонности белого цвета.

— Предлагаю помечтать о лете, о ярких его красках.

— Назовите краски лета. Слайд №2

Что делает природу яркой, нарядной, красивой? (ответы детей)

Сегодня на уроке мы сделаем цветы из… Угадайте… (загадка)

Я весь мир слепить готов —
Дом, машину, двух котов.
Я сегодня властелин —
У меня есть. (пластилин)

— Правильно, материал, с которым мы будем работать , изготавливать цветы- пластилин .
( раздать каждому на парту пачку пластилина после того, как назовут отгадку)

Т.Б. работы с пластилином . СЛАЙД 3

А вот и полянка. ( макет полянки). Наша с вами задача, чтобы к концу урока зеленая полянка запестрела яркими цветами.
— Вот такой цветок мы с вами будем делать.

(Показ образца цветка из пластилина и семян клена.)

— Ребята, посчитайте, сколько лепестков у цветка? ( 7) Подул ветерок и 3 лепестка улетели. Осталось? ( 4 ) С облетевшими лепестками цветок стал не очень красивым. Вам нужно будет постараться изготовить цветок цветущим. Значит, сколько лепестков нужно будет сделать для цветка?

— А чтобы на, цветочек не грустил в одиночестве, мы поможем найти ему друзей.

Читать еще:  Посадка сосны из семян

— Попробуйте угадать, назвать друзей цветка.
Отгадывание загадок (по мере отгадывания, на экране на поляне появляются по одному цветы, в итоге получится цветущая поляна)
СЛАЙД 5
Синенький звонок висит
Никогда он не звенит. ( колокольчик)

Есть один такой цветок
Не вплетешь его в венок
На него подуй слегка
Был цветок и нет цветка. (одуванчики)

У желтенького солнышка, лучи не горячи,

У желтенького солнышка, белые лучи (ромашка)

Длинный тонкий стебелёк,
Сверху – алый огонёк.
Не растенье, а маяк –
Это ярко-красный … (мак)

Из луковки вырос,
Но в пищу негож.
На яркий стаканчик
Цветок тот похож. (Тюльпан)

— Посчитайте, сколько цветов хотят подружиться с нашим цветочком (показать свой образец)

— Что можете сказать о цветах на полянке? (яркие, красивые…)

— Скажите, а каким вы хотите увидеть свой цветок? (красивым, добрым)

— Отличное качество . Молодцы! Только добрый человек заметит доброе в другом.

— Вот и постарайтесь сейчас, чтобы ваш цветочек получился и красивым, и добрым.

Физкультминутка «На лугу растут цветы»
— А сейчас предлагаю перевоплотиться в цветы и немножко отдохнуть.

На лугу растут цветы
Небывалой красоты. (Потягивания — руки в стороны.)
К солнцу тянутся цветы.
С ними потянись и ты. (Потягивания — руки вверх.)
Ветер дует иногда,
Только это не беда. (Дети машут руками, изображая ветер.)
Наклоняются цветочки,
Опускают лепесточки. (Наклоны.)
А потом опять встают
И по-прежнему цветут.

А теперь работа для язычка. Скороговорка «В цветнике цветут цветы»Слайд №6


Анализ готового образца.

— Скажите, какого цвета наш цветок? (желтого).

— Значит, какого цвета нам понадобиться пластилин? (желтого).

— А что вы знаете про пластилин? (он может быть твердый или мягкий, он пластичный, из него можно лепить и т.д.)

— Вы сказали, что пластилин бывает твердый или мягкий. Сейчас наш пластилин твердый и имеет форму КАКУЮ? (прямоугольника ).

А какие формы понадобятся нам для изготовления цветка? Слайд 7

— Какой формы лепестки? (овальные)

— Какая форма у цветка выполнена из пластилина?

Что нужно сделать с пластилином, чтобы он стал мягким?

— Ребята, посмотрите, а что еще есть у нашего цветочка? (лепестки и листики).

— Правильно. А вы знаете, какого дерева это семена? (клена). Слайд №8

— Ребята, какого цвета лепестки? (зеленого).

Значит, какого цвета нам понадобиться бумага? (зеленого).

Работа с технологической картой. Слайд 9

— Итак, чтобы изготовить цветок, нужно: (Дети говорят, а только потом на экране появляется этап – рисунок)

1. Скатать шарик . Какого цвета? Желтого.

2. Вкалывать крылатки клена в шарик из пластилина .

3. Приклеить листик к стеблю.

4. Соединить цветок со стебельком.

— Проведем гимнастику для наших пальчиков « Цветок».

Вырос высокий цветок на поляне,
(Руки в вертикальном положении, ладони друг к другу, развести пальцы и слегка округлить их.)

Дружно дают под землей корешки.
(Ладони опустить вниз и тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы развести.)


Изготовление поделки.

— Приступаем к работе. Таблица – помощница перед вами на экране. ( Поэтапное построение)

Наш урок подходит к концу. Меня радует ваша работа! А кто радуется своей работе ? Чей кактус без настроения готов зацвести. Сделайте его цветущим!

Подведение итогов.
— Поместите свои цветочки на полянку. (каждый подходит и ставит свой цветок.

Кому понравился урок, работа, которую он выполнил, прошу аплодировать! Вы у меня настоящие МОЛОДЦЫ! Спасибо всем за отличную работу на уроке .

Клён-убийца

Другие названия, встречающиеся в русскоязычной литературе, — «клён калифорнийский», «клён негундо». Зачастую ошибочно именуется «ясенем». По сообщению доктора сельскохозяйственных наук, профессора А. И. Колтуновой, в обиходе специалисты называют этот агрессивный вид «клён-убийца».

Сейчас на пике моды борьба с борщевиком Сосновского, однако, оказывается, деревья тоже могут быть опасными сорняками.

На нашем участке это растение лезет из каждого угла. Гугол любезно подсказал название, и найденное заставило меня поделиться полученной информацией с общественностью.

Вот что говорит википедия по поводу данного дерева:

«Преднамеренно интродуцирован в Европу в XVII веке. В России (г. Санкт-Петербург, Императорский Ботанический сад, также г. Москва) произрастает с 1796 года. В XIX веке удалось развести клён ясенелистный из семян, полученных из Канады. Уже в 1920-е годы стал наблюдаться его самосев в естественных условиях.

В настоящее время в России клён ясенелистный — опасный инвазионный вид, натурализовавшийся интродуцент. Широко распространён, вышел из парков и внедрился в аборигенный растительный покров. Представляет серьёзную и постоянно увеличивающуюся угрозу биологическому разнообразию. Его способность быстрее других пород образовывать многоярусные заросли затрудняет возобновление местных видов. Из-за своей очень высокой экологической пластичности является одним из самых агрессивных древесных сорняков в лесной зоне Евразии (сорняк-паразит)[3].

Присутствие этого клёна ведёт к существенному изменению экосистем, вплоть до полного вытеснения и исчезновения аборигенных видов, ухудшению кормовой базы животных, в том числе крупных копытных. Мировой и отечественный опыт показал, что без научной базы и тщательно спланированной координации усилий клён ясенелистный традиционными способами, эффективными для большинства деревьев и кустарников (вырубкой, выпилкой), по существу, неистребим[4].

Занос чужеродных видов (к которым относится клён ясенелистный) и их распространение могут вызвать необратимые экологические катастрофы. Соответственно, проблема инвазий в начале XXI века становится важнейшей в плане обеспечения экологической безопасности России. Впервые комплексное обсуждение этой проблемы было осуществлено на заседании Круглого стола, организованного в рамках Всероссийской конференции по экологической безопасности (4—5 июня 2002 г., Москва) (Экологическая безопасность и инвазии чужеродных организмов, 2002)[12].

В пойменных лесах полностью останавливает возобновление ив и тополей. Обладает сильными аллелопатическими свойствами (физиологически активные вещества листового опада — колины — действуют как ингибиторы роста конкурирующих растений)[13].

В городских и прочих культурных условиях — злостный древесный сорняк[14]. Пыльца мужских экземпляров клёна ясенелистного является сильным аллергеном, в период весеннего цветения (в средней полосе России в конце апреля — начале мая) ветер разносит её на большие расстояния, а её присутствие в воздухе вызывает у людей поллинозы (заболевание, называемое «сенной лихорадкой»)[15]. По исследованиям О. В. Чемариной, является канцерогеном[16]. Свежие листья при растирании, как и сами ветви и побеги после срезания, издают сильный неприятный запах, наподобие клоповного[17].

Может быть ядовит для домашнего скота.

Имеются сообщения последних лет (Силаева, 2013), что клён ясенелистный окисляет вещества, содержащиеся в выхлопах автомобилей, до более ядовитых.[18]

В отличие от кленов из нашей флоры клен американский опыляется ветром, поэтому образует огромное количество пыльцы. Исследованиями физиологов показано, что если другие растения очищают воздух от вредных примесей, то клен американский, произрастающий в городах и у дорог, вещества, образующиеся в выхлопах автомобилей, окисляет до более ядовитых.

Американский клен — основной рассадник и источник заражения наших лесов белой американской бабочкой. Два-три раза за лето стоит он полностью обглоданный прожорливыми гусеницами, которые потом расползаются на соседние деревья и постепенно из года в год расширяют свой рацион за счет наших родных деревьев (Шарапановская Т. Д., 2011)[23].

Читать еще:  Кипарис вечнозеленый аполлон как вырастить из семян

Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Белоруссии своим постановлением № 35 от 28 октября 2016 года, которое официально опубликовано 24 ноября на Национальном правовом интернет-портале и вступило в силу с 31 декабря 2016 года, добавило борщевик Мантегацци (Heracleum mantegazzianum Somm. et Levier), золотарник гигантский (Solidago gigantean Ait.), коноплю посевную (Cannabis sativa L.), мак cнотворный (Papaver somniferum L.) в новую редакцию перечня растений, запрещённых в стране к интродукции (переселению) и акклиматизации. Ранее в этот список уже были включены борщевик Сосновского, золотарник канадский, клён ясенелистный, робиния (лжеакация) и эхиноцистис лопастной.[25]

Предотвращение заноса может быть самым лёгким и самым дешёвым способом управления инвазией клёна ясенелистного (A. negundo), в противном случае предстоит планомерная трудоёмкая работа не на один год. В связи с тем, что клён ясенелистный является древесным растением стратегия борьбы с ним имеет свои особенности и направлена, в первую очередь, на ограничение распространения проростков (из практики на территории Белоруссии).

Запрет на использование данного растения в озеленении.Уничтожение может быть реализовано путём механического удаления проростков и молодых (кустарниковидных) экземпляров через скашивания или перекопка вдоль границы зарослей на ширину 3-5 м;Химическая обработка почвы вокруг взрослых растений или же вдоль границы зарослей будет также весьма эффективной, поскольку Acer negundo чувствителен ко многим гербицидам, например к глифосату.Механическое удаление (дисковой или бензопилой) молодых, а там где это возможно и взрослых растений[42].

К сожалению, рекомендуемая для других пород оптимизация состава древостоев традиционная вырубка в случае с клёном ясенелистным малоэффективна — наоборот, при отсутствии комплексных мер и контроля в дальнейшем она приводит к увеличению его семенной продуктивности за счет усиления порослевого возобновления. При контрольных замерах было установлено, что вместо имеющихся отдельных стволов у каждого срубленного дерева образовалось от девяти до 22 новых побегов (Янбаев Р. Ю., 2009). Обычно при сплошных рубках годичная поросль от пня достигает двух и более метров.

Исследованиями установлено, что спящие почки у оснований стволов деревьев и кустарников, например, в снегозащитных лесных полосах сохраняются живыми сравнительно надолго. При этом полное отмирание спящих почек у разных видов деревьев и кустарников наступает в различном возрасте и зависит, кроме породы, от условий местопроизрастания, густоты насаждений, интенсивности их роста и других факторов. Предельный возраст, при котором насаждение клёна ясенелистного может после рубки успешно возобновиться порослевым путём, составляет в лесной зоне — 25-30 лет, а в лесостепной и степной — 20-25 лет[43].

Клён ясенелистный имеет и глубинные, и поверхностные корни. В поймах и долинах рек корневая система поверхностная, мочковатая, широкая. На глубоких почвах может образоваться короткий стержневой корень с сильными боковыми, горизонтальными. Корневая система относительно чувствительная, при сильных повреждениях боится застойной сырости, зимнего промерзания. Эффективно разрубание или дробление подземной части с максимальным удалением её крупных фрагментов (толстых скелетных корней)[44][45], с последующим присыпанием слоем грунта (не менее 10 см), укрыванием (после обильного увлажнения) рулонными гидроизолирующими и светонепроницаемыми материалами (рубероидом и аналогами, желательно двумя слоями внахлёст, так наз. листовое мульчирование, особенно эффективное осенью). Это приводит к загниванию и отмиранию остатков корневой системы[46]. При этом желательно учитывать периоды максимального роста всасывающих корней[47].

К примеру, чтобы основательно выкорчевать вручную один ствол клёна диаметром 15 см с помощью ножовки, топора и лопаты взрослому мужчине нужно потратить около 3 часов работы[48]. Для уменьшения трудоёмкости при корчевке пней стволы деревьев рациональнее всего спиливать не низко, почти на уровне земли, а на высоте 1—1,5 и даже 2 метра, оставляя большой рычаг для физического воздействия. После окапывания ствола и перерубания остро отточенной лопатой или топором горизонтальных скелетных корней в радиусе 0,5 — 1 метр (зависит от габаритов дерева) оставшийся глубокий стержневой корень достаточно легко переламывается с помощью раскачивания или вращения (вручную, лебёдкой и т. д.)[49]. Принцип рычага можно также успешно использовать как для сильно наклонённых, так и для многоствольных деревьев, удаляя второстепенные стволы и крупные сучья с одной стороны от вертикальной оси корневища. Последующим постепенным подкапыванием и подрубанием корней с этой же стороны можно вызвать крен и падение дерева в противоположную сторону под действием одной лишь силы тяжести. Дальнейшая раскряжевка и окончательная корчевка выполняются аналогично[50].

Для облегчения корчевки на лёгких почвах и наличии в доступном радиусе устройств для полива можно произвести размыв грунта вокруг корневища сильной струёй воды. Перед этим рядом выкапывается соответствующей глубины яма для стока разжиженного грунта.

Так называемая «финская свеча» при уничтожении пней клёна ясенелистного практически не эффективна из-за крайне высокой водонасыщенности его рыхлой древесины (глубокого выжигания остатков корней не происходит)[51]. На следующую весну сожжённые пни дают массу новой поросли.

На земельных участках ограниченной площади (сады, огороды) при методичном, достаточно трудоёмком подходе деревья, кустарники, мелкая поросль клёна ясенелистного убирается без остатка в течение двух сезонов. После вырубания или выкашивания почва перекапывается и накрывается чёрной полиэтиленовой плёнкой, а затем раз в две недели плёнка скатывается для уборки появившихся ростков и снова укладывается. При последующем возможном засеве семенами с прилегающих территорий остаётся только тщательно следить за появляющимися ростками и удалять их (лучше выдёргивать с корнем) в этот же сезон, не дожидаясь сильного укоренения[52].

Химический способ борьбы предусматривает пять видов применения арборицидов (гербицидов):

опрыскивание арборицидами крон деревьев и кустарников;введение арборицидов в зарубки на стволах деревьев (способ инъекции);нанесение арборицидов на поверхность ствола дерева (на кору) у его основания (базальная обработка);обработка пней после срезки стволов для подавления роста поросли из спящих и придаточных почек;обработка арборицидами почвы в зоне распространения корней нежелательных деревьев и кустарников.

Эти работы должны выполняться с июля по октябрь. Для уничтожения нежелательной древесно-кустарниковой растительности используется множество гербицидов и различных препаратов, обладающих арборицидными свойствами. На основе имеющихся десятков различных арборицидов создаются их смеси, которые оказываются более эффективными, чем отдельные их компоненты. Существуют различные заводские (фирменные, типа «Раундап», «Торнадо») и «баковые» смеси, которые готовят непосредственно на месте. Однако токсичность и экономический риск, связанный с использованием арборицидов, в определенной степени сдерживают их распространение[53].

Идеально применять комбинированный способ борьбы: вырубить ясенелистные клёны осенью, а весной обработать гербицидами появившиеся на пнях и корнях густые всходы молодой поросли[54].

Сухие дрова могут использоваться для топки как бытовых, так и промышленных печей (при обжиге кирпича, керамики и пр.), с минимальным зольным остатком, также способствуют очистке дымоходов от сажи.

Из древесных остатков клёна ясенелистного после измельчения могут изготавливаться топливные гранулы (пеллеты).

Обрезанные ветви можно перерабатывать на мульчу с помощью садового измельчителя[55].»

Так что увидел клён ясенелистный у себя на участке — выкопал и сжег, природе помог! 🙂

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector